Для обмена данными между пользователем и компьютером используется специализированная система – ввод, вывод информации. Для ввода исполнитель вносит сведения с клавиатуры. Результат выводится на монитор.
Самый легкий вариант алгоритма – линейный алгоритм. Он основывается на последовательном выполнении команд. Программирование предполагает начало действий с верхней части, постепенный переход к нижним элементам с целью получения конечного результата. Линейные алгоритмы в Паскале не содержат других переходов. Нельзя перейти вверх, перескочить через нижние операции.
Если тип программы – линейный, в коде отсутствуют циклы, условные операторы, функции. Допускается их использование в решении заданий. Также разрешается применение генератора случайных чисел.
Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль – правила
Программирование линейных алгоритмов базируется на ряде основных правил. К ним относят следующие:
- Выражение включает в себя три процесса: вводятся данные в программу, проводятся расчеты на базе операций присваивания, сведения выводятся на монитор;
- Операторами присваивания называют самый распространенный и простой функционал, доступный во всех программных языках. Используется, чтобы выявить новое значение некоторого коэффициента. Позволяет определить параметры, возвращаемые функциями;
- Общий вид для оператора присваивания: Значение переменной≔выражению;
- В процессе написания программного продукта условно создается диалог пользователя и компьютера. Результат выводится на монитор;
- При создании программы рекомендуется использовать подсказки рядом с вводимым выражением –Укажите числовое выражение;
- Результат может оказаться сложным для понимания, особенно при написании длинных кодов. Необходимо расшифровать его Решение задачи;
- Желательно использовать поясняющие сообщения. Они помогут работать с продуктом. Например: Отсутствуют корни уравнения!;
- Для ввода комментариев используются фигурные скобки. В процессы исполнения кода они не воспринимаются.
Самостоятельная работа по теме: Программирование линейных алгоритмов – примеры
Элементарная практическая работа – программирование линейных алгоритмов – предполагает использование следующей программной конструкции: название и тело программы.
Рассмотрим общую структуру.
К названию относим:
Program имя программы, например, Среднее значение
Uses подключаются модули
constописываются все константные значения
labelперечисляются метки с описанием
varинформация обо всех переменных
Далее следует тело программы. Логический вид на языке Паскаль состоит из трех групп.
Begin означает старт программного кода.
После перечисляются операторы с использованием фигурных скобок:
оператор 1
оператор 2
оператор N
End указывает на окончание программы.
Пример, как решается самостоятельная работа «Паскаль – линейные алгоритмы»:
В задаче необходимо провести модификацию программы. Она должна рассчитывать, выводить на монитор результат суммирования, произведения 3 целых чисел. Ошибка недопустима – продукт должен работать максимально четко.
Составим линейный алгоритм решения:
program reshenie_zadachi;
var a,r,s,z,p:integer; { переменные с описанием }
begin { старт кода }
writeln('Рассчитаем сумму, произведение трех переменных');
write('Ввод трех целых аргументов с разделением пробелом');
readln(a,r,s); {Заносим показатели a,r,s}
z := a + r + s; {Суммируем значения}
p := a * r * s; {Перемножаем числа}
write('Сумма = ',z); {выводим итог суммирования на монитор }
write('Произведение = ',p); {выводим итог перемножения на монитор }
end. {программа завершена }
_________________________________________
Смотри также: Логический тип данных в языке Паскаль и их значения: определение, примеры