Прошел год с моего похода под Князевку, и идея освободиться от рутины "работа-дом-сон" не давала покоя. Вместе с товарищами я отправился в тайгу искать место под жилище.
Нас было четверо против сотен майских клещей и пяти князевских медведей. Мы взяли три баллона рефтамида, два сушеных супа, пакет гречки, палку колбасы, дошики, сало, три банки тушенки и сгущенку, а также всякие сушёности. Не то, чтобы это было достаточно для комфортного похода, но если уж решил копать землянку в тайге - остановиться бывает трудно. От диких зверей я взял морской фальшфейер - мощная штука!
Снова поездка до Тары под играющий в маршрутке блатняк. Пока доедешь - кажется, будто три года отсидел. Потом ещё два часа в "Пазике" с аналогичным репертуаром. И вновь предо мной князевская дорога, в мае ещё более заболоченная, а дальше только неизвестность.
Мы идем в тишине, по убитой весне, по грязной тайге. Мембранные ботинки промокают в первый же день. Надо было не понтоваться и надевать болотные сапоги. Всюду грязь. Прохладно и влажно. Плюс у ситуации один: ещё не проснулись здоровенные таёжные пауки, и потому можно относительно спокойно обходить болотистые участки.
Далеко за полночь доходим до урочища Малиновка и становимся на ночлег. Перед нами с водоёма взлетает пара журавлей. Журчит вода, переливаясь через прошлогоднюю бобровую плотину. Бескрайнее море крапивы в пойме реки ещё не поднялось. Таёжная идиллия. Готовим консервы с гречкой. Отмечаем домашней настойкой начало долгожданного похода. Пока ещё никто не знает, как много для меня значит эта вылазка.
В шесть утра над тайгой стелется тонкий туман, и издалека доносится рокот трактора. Ставлю ботинки сушиться под восходящим солнцем и отдыхаю у костровища. День обещает быть жарким.
Товарищи, в отличие от меня, отнюдь не жаворонки, поэтому выходим только в 12:30. Солнце печет, но мы не переживаем насчет воды: из многочисленных таёжных речек можно пить её даже сырой. Задача на сегодня - подняться до верховий одного из таких ручьев и изучить местность.
Идём по тайге напролом. Под ногами прогибается ковер из мха и листьев, очень легко оступиться и сломать ногу. Заблудиться тоже легко, но мы регулярно проверяем свое местоположение по GPS в смартфоне. Мобильная связь не ловит, но спутник исправно видит нас сквозь кроны кедров и осин. Может, это оттого, что ещё не распустилась листва?
Нагруженный человек по лесу идет не быстрее двух километров в час. Мы, ещё не вошедшие в темп походной жизни после зимней спячки, идем медленнее. Тут и там встречаются характерные шарики лосиного помёта, иногда очень свежие. В одном месте лось ободрал кору с бревна. В другом, похоже, орудовал уже медведь: он в щепки разнес трухлявую березу, пытаясь докопаться до каких-то жучков внутри.
Стараемся не расходиться и постоянно переговариваемся, чтобы дикие звери точно знали, что мы здесь. Стоит отойти метров двадцать - и друзья уже не увидят тебя в густом лесу, особенно если ты в камуфляже. Медведя ты тоже не увидишь, пока не станет слишком поздно.
Периодически снимаем с себя клещей. Гадов особенно много во влажных местах, где начинается болото или лежат ещё снежные шапки. Да, на улице +25, а в тайге местами снег - это сибирские реалии:)
Во второй день находим небольшой участок хвойного леса у заброшенной деляны, собираемся провести там дневку. Я достаю саперную лопатку и начинаю ковырять неподдатливую глину. Лопатка быстро упирается в мерзлоту, и моих усилий хватает лишь на то, чтобы сделать костровую яму.
Первый совет всем выживальщикам и копателям - не надо соваться в лес весной. Он ещё не оттаял, копать крайне неудобно. С другой стороны, весной лучше видно сухие и заболоченные места.
Третий день в тайге мы лениво шляемся по окрестностям. Там и сям натыкаемся на балаганы, оставленные местными жителями. Под такими навесами они хранят мешки с чагой или шишками, а потом забирают и продают. Навстречу нам на самодельном тарантасе без номеров продираются мужик с женщиной и собака. Говорят, как раз едут за чагой. Мы с тревогой провожаем их взглядом - вещи-то свои мы в лагере оставили, мало ли, какие люди...
Наличие плохонькой грунтовки, многочисленные станы шишкарей и заготовителей чаги и этот тарантас убеждают меня, что место под землянку выбрано неудачно, слишком близко к цивилизации. Что же, не всё сразу, буду искать дальше...
Вернувшись в лагерь, снимаем с товарища впившегося клеща. По-хорошему, в целях безопасности надо немедленно доставить клеща на анализ, но в тайге клиник нет. Поэтому мы выдавливаем кровь из ранки, смачиваем хлоргексидином и спиртом и оставляем всё, как есть.
Засиживаемся у костра до часу ночи, травим байки и пошлые истории. Лес всегда невероятно раскрепощает. На ночь протыкаем несколько ближайших берез и привязываем к ним бутылки, чтобы собрать березовый сок. Утром видим, что набралось аж десять литров - хватит на сутки всем нам.
В последний день похода возвращаемся к цивилизации по той грунтовке, на которой встретили местных. Видим, что на обратном пути они напилили бревен и соорудили из них весьма надежный мост через ручей. Вот так всё и делается в тайге - без ГОСТов, проверок и бюрократии, просто, дешево и надежно. На мосту ненадолго задерживаемся, моем ноги в ледяном ручье, и возвращаемся к урочищу Малиновка.
Дорога за три дня ничуть не высохла, но я умудряюсь сохранить ноги сухими. В последний день похода мы встаем на невероятно живописном месте, на обрыве над речкой Ильчуг. Открывается вид на хвойную тайгу, чистейший ручей, на длинный овраг и дорогу. Дорога явно лишняя в этом списке. Не будь её, я бы непременно прямо там сделал землянку.
К сожалению, долго посидеть у костра вечером не удается. Вставать придется в 5 утра, чтобы успеть на единственный автобус, потому все расползаемся по палаткам. Из оврага поднимается холод, и я поглубже залезаю в спальник. Засыпая, думаю над тем, какие выводы можно сделать из этого похода.
1. Разведку лучше проводить летом, чтобы было меньше клещей и воды в лесу, а медведи были более сытые.
2. Если идешь весной - бери много сухих носков, а лучше легкие сапоги.
3. Выбранный район под жизнь в лесу не подходит, слишком много людей тут.
4. Мерзлота и снег в тайге бывают даже в мае.
5. Если надо кипятить воду - однозначно нужно брать минимум два армейских котелка.
В пять утра последнего дня над Ильчугом стелется туман, в лесу очень зябко. Наскоро разведя костер и поев, мы выдвигаемся к главной дороге. Как раз вовремя - вдали уже рокочет мотор "Пазика".
Удачно присаживаюсь прямо на острый штырь, торчащий из сидения, цивилизация встречает меня с распростертыми объятиями:) Всю обратную дорогу до Омска хлещем березовый сок, который стал кисловатым и подозрительно похожим на квас. Наверное, если оставить его ещё на жаре, он превратится в бражку, но проверять не хочется.
Стоило вернуться в город - как на меня немедленно напала тоска по лесу, залег смотреть походные видео и сделанные фотки. Следующий раз я вернусь в тайгу в июле, и должен буду успеть с нуля за месяц построить землянку, возможно, в одиночку.