Её выдали замуж в 13 лет. Жениху было немногим больше - 15. Она стала матерью 8 мальчиков и 4 девочек. Пожары, войны, пандемии. Но она была любима и любила. Она управляла государством. Её возвели в ранг наивысший после смерти. Она была ЖЕНОЙ. Тылом.
Она - это Евдокия Суздальская.
В то время Русь была как пазл: множество мелких княжеств, которые враждовали между собой и старались урвать у соседа кусок пожирнее. Браки заключали по выгодным условиям для домов. И не важно княжеский дом это или крестьянский.
В Коломне, под звон свадебных колоколов, встретились двое молодых людей - Дмитрий и Евдокия. Именно им звонили колокола. Молодому человеку было тогда 15 лет, был князем Московским, а девушке - 13, и была она дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича и его супруги Анны.
Дмитрий, тогда ещё не Донской, а просто сын Ивана II Ивановича Красного, женится на Евдокии по политическим соображениям. Дмитрий Иванович и Дмитрий Константинович боролись за великое княжение Владимирское.
Молодожены ещё не знали, сколько им всего судьба приготовила. И это были вовсе не медовые пряники. Двадцать два года в любви прожила семья.
Летописи говорят, что Дмитрий в девять лет уже остался без отца, но не без мужского догляда. Опекунство над княжичем взял митрополит Алексий. Невесту сговорил за князя московского сам Сергий Радонежский. Под присмотром таких людей не могло ничего худого получится.
Евдокия была не просто девицей скучающей в тереме. Она стала опорой и единомышленницей князю.
Много лет до княжения Дмитрия было всё более или менее спокойно, ну разве тверской князь или смоленский пошалят. А тут, как говорится, понеслось: к границам княжествам татаро-монголы, то литовский князь Ольгерд, междоусобицы соседей. Да ещё и в княжестве Московском пандемия под названием «моровая язва» - проще чума. Пожар дотла почти спалил Москву. Тысячи осиротевших, обескровленных, голодных людей. Княгиня помогает людям, как тогда было нормой: молится и творит милость вещами и деньгами. Ей ещё приходилось мирить отца и мужа периодически. Они оба обладали вспыльчивыми нравами и то ссорились до объявления войны, то мирились. Сыновья её выросли такими же вспыльчивыми и честолюбивыми.
А в семье детей было много - 12! Сыновья Василий, Юрий, Андрей, Пётр и Константин - стали взрослыми, получив в положенное время свои уделы; двое - Даниил и Семён - умерли детстве; и был ещё Иван - слаб умом был и умер без потомства. Дочерям уготована была жизнь семейная. София, стала супругой Феодора Ольговича Рязанского; Мария, вышла замуж за князя Лугвения (Семёна) Ольгердовича став княгиней мстиславской; Анастасия - стала супругой Ивану Всеволодовичу Холмскому; Анна - тут мнения расходятся - то ли умерла во младенчестве, то ли стала женой князя стародубского Юрия Патрикеевича.
Князю Димитрию дома не сиделось. То он в Орду едет, то на Куликово поле, да мало ли куда надо по политическим и ратным делам. На Евдокию спокойно оставить мог княжество. Княгинюшка не сидела без дела. В их правление появился белокаменный Кремль, множество монастырей, среди них Сретенский, Зачатьевский и Рождественский. Вдовьи дома и приюты возводились княгиней. И несколько храмов и монастырей в любимом княгиней Переславле - Залесском. Кстати, не только из казны шли деньги на строительство, но и личные княжеские средства.
И дела внешней политики привести удалось княгине на мирные ноты.
Под рукой Евдокии Москва собирала ополчение и готовилась противостоять Тохтамышу. Княгине приходилось и спасаться бегством из города, и в осаде пребывать. Но главный подвиг её был в сохранении мира в государстве и семье. Ждать мужа, молиться и сохранять. Она свершала свой подвиг не громко.
Князь высоко ценил жену и позаботился о её вдовьем бытие. Это видно из содержания Духовной грамоты. Почитать её можно и оценить насколько щедро отписал ей земель и злата-серебра.
«А вы, дети мои, слушайте своее матери во всём, из её воли не выступайтеся ни в чём. …А дети мои молодшие, братья княжы Васильевы, чтите и слушайте своего брата старейшего, князя Василья, в моё место, своего отца. А сын мой, князь Василий, держыт своего брата Юрья и свою братью молодшую в братстве, без обиды».
И это же #завещание делало вдову значимым политическим деятелем, во многом поставило выше его наследника - Василия I.
Княгиня мечтала о монашестве, но выполняя волю усопшего, отошла от дел государственных спустя много лет. Строила божьи дома. Приглашала иконописцев уже значимых в то время: Феофана Грека, Семёна Чёрного, Андрея Рублёва, Даниила Иконника, Прохора из Городца. Они трудились над росписью кремлёвских храмов. В частности по её указу появился в Кремле Вознесенский монастырь. В нём то и приняла монашество с именем Евфросиния. Но удалось в монашестве княгине провести всего несколько недель.
Сегодня в Москве есть #храм с именем святой покровительницы Москвы. На Нахимовском проспекте. Место выбрано не просто так - тут было имение Евдокии. На Куликово поле войска проходили по этой местности.
Именно эту пару я бы назначила на титул святых охранителей #семьи, а не основанную на шантаже пару.
День памяти святых супругов Дмитрия и Евдокии 1 июня.
Для тех кому интересно: в канун престольного праздника (30 мая)в храме совершается акафист святой Евфросинии (Евдокии) и всенощное бдение, а в день самого торжества утром проходит водосвятный молебен, а после — Божественная литургия, оканчивающаяся крестным ходом.
Храм находится в Москве, по адресу: Нахимовский проспект, строение № 8, открыт ежедневно с 8:00 до 20:00. От станции метро Нахимовский проспект до церкви 5 минут спокойной ходьбы.