Найти тему
Про жизнь от Keleny

Философское. Специализация или широкий профиль - что выбрать

Привет, я Keleny и на этом канале пишу про жизнь. Сегодня философское. Рассуждаю про то, к чему стремиться мир и к чему стоит стремиться нам

Смотрите. Есть такая штука, как специализация. Когда вы выбираете одно четкое направление и ему следуете. А есть понятие широкий профиль - когда человек (или организация) может, умеет очень много чего.

Например, если в 18-19 веке было просто понятие доктор, врач и доктор того времени умел все - и ухо полечить, и ногу отрезать (широкий профиль), то сейчас у нас врачи узко направленные - лор, хирург, ортопед (специализация).

-2

Ну, в примерах выше я немножко утрировала, но смысл ведь понятен, да?

Так вот, помните была когда-то эпоха Возрождение. Период подъема человеческого духа. И мысли. И силы.

Ах, какие творцы жили в эпоху Возрождения!

Микеландежело, Галилей, Леонадро да Винчи. Сколько они всего умели и знали. Например, Леонардо да Винчи был и музыкантом, и инженером, и скульптором, и художником. Все умел. Все хотел уметь и делать.

-3

Даже термин такой появился - человек эпохи Возрождения. Человек, который может, умеет, хочет знать все. И хочет все сам попробовать. И всего добиться.

Ключевое слово тут ВСЁ и ВСЕГО.

Да, тогда это было возможно. Человечество было на начальном пути своего развития, знаний накопить много не успело. Потому каждая отдельная личность могла попытаться овладеть всем (я имею в виду в интеллектуальном смысле), чем владело все человечество.

Однако в наше время такая широта взглядов стала невозможна.

Каждый день у нас что-то новое. Каждый день новое открытие. Развиваются разные сферы деятельности, все более глубокие знания необходимы для овладения ими.

Потому - увы и ах, но в наше время нужна (обязательна!) специализация.

Хочешь быть хорошим специалистом - выбери определенную сферу и вгрызайся в нее.

И даже этого мало. Мало вгрызаться в определенную сферу. Желательно и в ней выбрать определенную специализацию и вот в нее уже активно углубляться.

Например, когда я начала учиться фотографии, мне все вокруг говорили, что для того, чтобы быть хорошим и востребованным коммерческим фотографом обязательно нужно выбрать определенную узкую специализацию.

Нельзя одновременно хорошо снимать и свадьбы, и портреты, и проводить семейный фотосессии, и заниматься предметной съемкой.

Выбирай, что тебе ближе и в этой сфере трудись. Например, снимай только деловой портрет. Или снимай только влюбленные пары. Или работай с предметам. Да не со всеми сразу, а с определенными. Выбрал для себя посуду - вот ее только и снимай. Или сумки. Или обувь.

Мда...

-4

А мне всегда хотелось все и много. И чтобы разное. Ведь также интереснее, когда разное. И шире возможности.

Но когда все вокруг говорят так четко, однозначно и настойчиво о специализации, да еще логично объясняют ее необходимость, то с этим, вроде бы, не поспоришь.

Потому я и не спорила. Но нет-нет, да срывалась на широкий круг увлечений. Ну, коли хочется, то почему бы и нет?

Хотя и частенько ругала себя за это. Ведь считается, что если ты хватаешься за все сразу, то ни в одном деле совершенства не достигнешь.

-5

Но тут, ребята, буквально несколько дней назад, я вдруг задумалась. А так ли уж я не права в своей тяге к широкому кругу увлечений?

Смотрите. Возьмем Сбербанк. Крупная специализированная организация. Однозначно, что его направление - банковская деятельность. Но! Что мы видим в последнее время? Что Сбербанк суется везде, где можно. Яндекс мани, то бишь денежную систему в Интернете, себе отхватил. Доставку еды осуществляет. СберМегаМаркет сотворил с продажей товаров. Может, еще чего делает, чего я не знаю.

Точно также Яндекс. Была просто поисковая система. Потом добавили новости. Потом почту. Потом Яндекс такси с перевозками. Яндекс Дзен с блогами и статьями. Яндекс Маркет с торговлей.

Где, спрашивается, специализация?!

Все идут на расширение сфер деятельности, а не на сужение.

Так что же такое происходит с миром? Или это новый виток в его развитии и все, так сказать, возвращается на круги своя. То бишь, наступает новая эпоха Возрождения, когда будет цениться широта взглядов.

Или такая широта взглядов окажется по плечу только гигантам типа Сбера и и Яндекса, которые могут позволить себе большой штат и соответствующие отделы, а обычным людям лучше все-таки по-прежнему придерживаться узкой специализации?