Их предсмертные портреты и свидетельства современников.
Впервые после долгого, аж с декабря прошлого года перерыва, после болезни, ковид-госпиталя, ещё не пережив осложнений с глазами, после мрачных раздумий, переосмыслений, переживаний за своих близких заглянул... в книжный магазин.
Не за чем-то конкретным, а просто так, как часто делал это раньше. Потянуло к книгам, к разноцветным корешкам с названиями романов, к знакомым именам, к стайкам книжек-простушек в мягких обложках и к роскошным подарочным фолиантам, к волшебному обаянию Слова, подмигивающего со страниц книг, раскрытых наугад...
Удивился многолюдию. Хотя и здесь - маски. Самые разные: голубые медицинские, черные, самодельные, кокетливо-кружевные... У касс между людьми с книгами в руках - положенные полтора метра.
Нельзя сказать, что покупают много. Больше смотрят. Но все-таки покупают. Молодые люди, студентки, люди в возрасте... Их всех, в том числе и меня, привела сюда любовь, а может и стойкая привычка к свежему печатному Слову. От этой мысли одеревеневшая за время пандемии душа словно оттаивает. Приходят воспоминания...
...Но в созерцании и воспоминаниях тонул недолго. Свидание с литературой - дело интимное, всепоглощающее.
Вот и я на этот час словно забылся. Натаскал с полок - жадно, без всякой программы - целую стопку томов и томиков, новинок о вечном, недели на три неторопливого, вдумчивого чтения...
Очнулся от этой кнжной анестезии уже дома, перебирая, пролистывая покупки.
Хотите взглянуть?
Это удивительно, но, как показал разбор "улова", рука тянулась ко многому, но под сканер кассира попали книги о Пушкине и о Высоцком! - Воспоминания партнёрши и друга знаменитого барда, проработавшей с ним пятнадцать лет, Аллы Демидовой ("Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю") и труд самого известного "высоцковеда" (...и при этом признанного врача-психиатра!) Марка Цыбульского. Очень занятным показался сборник раритетных фотографий "Владимир Высоцкий. Памятный альбом" (Обложка - см. выше, а фото - ниже). Приглянулись печатные работы пушкиноведов - "Памяти Пушкина" и "Живой Пушкин. Повседневная жизнь великого поэта".
Естественно, хочется поделиться с читателями канала самым интересным! Всем, увы, не получится, а вот кое-что с удовольствием воспроизведу...
Чего боялся Высоцкий?
Вот выдержка из книги Демидовой. Рассказывает Людмила Абрамова, бывшая жена знаменитого барда:
Володя боялся только двух вещей: закрытых пространств и людей в белом. Уколы, например, наводили на него панический ужас. Перед съемками «Хозяина тайги» ему должны были сделать противоэнцефалитный укол..Он сбежал. Моей подруге пришлось на другой день ехать с ним в поликлинику и вместе с Валерием Золотухиным держать его. На него было так жалко смотреть, что мы обе рыдали.
О суевериях Пушкина
Из книги "Живой Пушкин" Черкашиной.
Вот о чем поведала в своих дневниках современница поэта, супруга пушкинского приятеля Вера Нащокина:
Много говорили... о необычайном суеверии Пушкина. Я лично могу только подтвердить это. С ним и с моим мужем было сущее несчастье... У них существовало множество всяких примет. Часто случалось, что, собравшись ехать по какому-нибудь неотложному делу, они приказывали отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывали необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал им какую-нибудь забытую вещь, вроде носового платка, часов и т.п.
В этих случаях они ни шагу уже не делали из дома до тех пор, пока по их мнению, не пройдёт определённый срок, за пределами которого зловещая примета теряла силу.
...(Знаменитая петербургская гадалка) госпожа Кирхгоф объявила Пушкину, что вскоре он получит деньги и его ждёт перемена в службе. В будущем она предсказала поэту два изгнания и ... "если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, которых он должен опасаться".
Пушкин этому мрачному предсказанию ворожеи поверил и и всеми силами старался его предотвратить.
Память Веры Нащокиной сохранила незнаемые мгновения жизни поэта:
- Он (Пушкин) сам рассказывал, как, возвращаясь из Бессарабии в Петербург после ссылки, в каком-то городе был приглашен на бал к местному губернатору. В числе гостей Пушкин заметил одного светлоглазого, белокурого офицера, который так пристально и внимательно осматривал поэта, что то, вспомнив пророчество, поспешил удалиться от него из залы в другую комнату, опасаясь, как бы тот не вздумал его убить. Офицер проследовал за ним, и так и проходили они из комнаты в комнату в продолжении большей части вечера. "Мне и совестно, и неловко было, - говорил поэт, - и однако я должен сознаться, что порядочно-таки струхнул.
И все-таки положил конец жизни русского гения, как говорят, белокурый эльзасец Жорж Шарль Дантес.
Противники начали быстро сходиться. К барьеру первым подошел Пушкин. Но Дантес выстрелил первый, еще не доходя до барьера.
Пушкин зашатался.
– Я ранен.
...Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась... На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.
(Пушкина) привезли домой около шести часов. Он послал Данзаса вперед, позвать слуг, предупредить жену, сказать ей, что рана не опасна. Никита вынес своего барина из кареты на руках.
– Что, брат, грустно тебе нести меня? – сказал ему Пушкин.
...В продолжение ночи страдания Пушкина до того увеличились, что он решил застрелиться. Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола: человек исполнил его волю, но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса. Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло; отдавая их Данзасу, Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы.
... Царь отправил ... фельдъегеря с письмом, в которое была вложена короткая, писанная карандашом записка к Пушкину. Лейб-медик должен был показать ее умирающему и вернуть Царю.. «Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам свидеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свое попечение».
«Я не лягу, я буду ждать ответа Пушкина», – писал Николай...
Пушкин прочел записку и долго не выпускал листка из рук, не хотел с ним расставаться... ответ Пушкина, устно посланный Царю (был таков):
– Скажите Государю, жаль, что умираю, весь был бы его…
В. П. Бурнашев. Воспоминания. 1872 г.
(30 янв. 1837 г.). Толпа публики стеною стояла против окон, завешанных густыми занавесами и шторами, стараясь проникнуть в комнаты, где выставлено было тело Пушкина; но впуск был затруднителен, и нужно было даже пользоваться какою-нибудь протекцией... Мы нашли темно-фиолетовый бархатный гроб с телом Пушкина в полутемной комнате, освещенной только красноватым и мерцающим огнем от нескольких десятков восковых церковных свечей, вставленных в огромные шандалы, обвитые крепом. Комната эта, помнится, желтая, по-видимому, была столовая, так как в ней стоял огромный буфет. Окна два или три на улицу были завешены, а на какую-то картину, написанную масляными красками, и на довольно большое зеркало были наброшены простыни. Гроб стоял на катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном с серебряными галунами. Катафалк помещен был против входной двери, в ногах был налой.
Тело покойника, сплошь прикрытое белым крепом, было почти все задернуто довольно подержаным парчовым палевым покровом, по-видимому, взятым напрокат от гробовщика или церкви... Лицо покойника было необыкновенно спокойно и очень серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные курчавые темные волосы были разметаны по атласной подушке, а густые бакенбарды окаймляли впалые щеки до подбородка, выступая из-под высоко завязанного черного, широкого галстуха. На Пушкине был любимый его темно-коричневый с отливом... сюртук, в каком я видел его в последний раз, в ноябре 1836 г., на одном из Воейковских вечеров.
Извините, не удержался - процитировал некоторые другие источники, сообщающие о последних днях жизни Пушкина.
Высоцкий. На грани жизни и смерти
В фотоальбоме, посвященном Высоцкому привлекли внимание вот эти снимки...
Тогда артиста удалось спасти. Но через год страна увидит вот такое, почти незаметное объявление в газете...
Вообще накануне своей кончины Владимир Семенович был почти не похож на того Высоцкого, которого вся страна знала по фильмам, в которых тот снимался, по обложкам его редких пластинок. Лицо, кажется, становилось другим...
Но почему именно книги о Высоцком и о Пушкине оказались на этот раз в моей "читательской корзине"? Не знаю. Возможно потому, что по пути в книжный я проходил мимо как раз вот этого, сидящего на стуле, полуобнаженного советского барда. - Как памятник, не очень, а как рекламный плакат, видимо, сработал!
Впечатлениями от купленных книг делился Лев Комов.
Читайте ещё на канале "5 лучших!"