Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, из которого сегодня сделали бы больничный сериал

Известность режиссёру Аждару Ибрагимову принесла историческая драма «26 бакинских комиссаров» (1965). Следующей его работой стал фильм, где действовали герои, не совершаюшие громких подвигов, но ежедневно спасающие жизни: картина «Дела сердечные» рассказывала о буднях реаниматологов скорой помощи.

Кадр из фильма  «Дела сердечные»
Кадр из фильма «Дела сердечные»
Аждар Ибрагимов много лет проработал на киностудии «Азербайджанфильм», но в потом перебрался в Москву и начал сотрудничать с «Мосфильмом».

Первой полноценной лентой, снятой на главной студии страны, стали как раз «Дела сердечные» (1973). Сценарий про бригаду врачей написали Владимир Кунин и Семён Ласкин, и история заинтересовала Ибрагимова как раз тем, что в ней были показаны обычные люди, современники, добросовестно и ответственно выполняющие свою очень непростую работу.

Перед съёмками режиссёр и актёры много раз бывали в главной диспетчерской московской скорой помощи и даже выезжали на вызовы с медиками.

Киношники наблюдали за врачами, видели, как по-разному ведут себя пациенты и брали на вооружение мельчайшие будничные детали, чтобы сделать фильм не просто интересным, но и правдивым, в котором даже сами медики не углядели бы фальши. А потом, когда уже начались съёмки, на площадке обязательно присутствовал врач, который консультировал артистов во всех эпизодах.

В «Делах сердечных» было четыре главных героя: врач, два фельдшера и водитель. На роль врача скорой помощи Ибрагимов пригласил Георгия Тараторкина, актёра очень популярного и востребованного. Звёздной для Тараторкина стала роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» (1969). После выхода фильма у него в одночасье образовалась многомиллионная армия поклонниц, хотя как театральный актёр он был известен и раньше.

Роль одной из его помощниц, фельдшера Наташи, сыграла его супруга Екатерина Маркова. Для Екатерины это было всего лишь второе появление в кино, но зрители её тоже знали: годом ранее она снялась в одной из главных ролей в драме «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого.

Фото со съёмок. Антонина Шуранова и Екатерина Маркова
Фото со съёмок. Антонина Шуранова и Екатерина Маркова

В образе второго фельдшера, Лиды, предстала Антонина Шуранова. Такой выбор удивил многих коллег режиссёра, поскольку

у Антонины была внешность необычная, немного аристократическая. Из-за этого её видели в исторических образах и приглашали на роли дам из прошлого, дворянок или иностранок.

Сама Антонина говорила позже, что в «Делах сердечных» впервые сыграла современницу, но, готовясь к роли, пыталась найти в героине нечто схожее с историческими героинями, которых ей доводилось играть прежде.

Кстати, по сюжету в ленте сложился любовный треугольник: врач в исполнении Георгия Тараторкина питал романтические чувства к одной помощниц, тогда как в него самого была влюблена другая.

Аждар Ибрагимов распределил роли предсказуемо: предмет обожания врача Павла Евгеньевича сыграла реальная жена Тараторкина Екатерина Маркова, а безответно влюблённую фельдшера — Антонина Шуранова. Все трое в обычной жизни были давно знакомы, Шуранова и Тараторкин уже не один год вместе выходили на сцену Ленинградского ТЮЗа, так что никаких проблем на площадке не было.

Чётвертым героем, водителем, стал Анатолий Папанов. Молодые коллеги с ним знакомы не были и поначалу ожидали от именитого артиста звёздности и даже какой-то надменности. В реальности Папанов оказался общительным и доброжелательным человеком с отменным чувством юмора и прекрасно вписался в компанию.

Фото со съёмок. Анатолий Папанов
Фото со съёмок. Анатолий Папанов

Режиссёр Аждар Ибрагимов рассказывал, что

за фильм его побудила взяться не только сама тема, но и возможность «вглядеться» в лица и даже души персонажей.

В его предыдущих работах было много массовых батальных сцен, снятых красиво и эффектно, но как раз эпичность исторических сюжетов не позволяла рассмотреть каждого отдельно взятого героя, вчитаться, вжиться в него.

В новой работе он сделал упор именно на внутренний мир, благо теперь в центре было всего четыре человека. А помогала в создании камерной атмосферу оператор Маргарита Пилихина. Она решила сделать акценты на крупных планах актёров, обращала внимание не на реплики, а на ритм движений, пластику, взаимодействие героев на бессловесном уровне. Кстати, как раз поэтому во многих сценах

киношная медицинская бригада смотрится настоящей: экранные врачи понимают друг друга без слов и суета, по взгляду и кивку головы.

Ну и, конечно же, в ленте про скорую помощь появилось множество пациентов, очень разных, со своими особенностями и причудами. Медики едут с одного вызова на другой, а больные сменяют один другого: всё как в реальности. Наверное,

если бы подобный сценарий попал в руки нынешним кинематографистам, из него сделали бы мелодраматический сериал на пару сотен серий, как это теперь модно,

а вот в советском фильме режиссёр и актёры уложились в полтора часа (и, кажется, история от этого ничуть не проиграла).

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Сегодня фильм «Дела сердечные» не особо известен, хотя это действительно добротное кино, сделанное с уважением к медицине и врачам, которые ежедневно сталкиваются с не самыми приятными сторонами человеческой природы, но продолжают делать работу.

А как считаете, как в конце концов поступит Евгений Павлович (Георгий Тараторкин): останется с беспечной Наташей (Екатерина Маркова) или выберет несмелую добрую Лиду (Антонина Шуранова)?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-5