Известность режиссёру Аждару Ибрагимову принесла историческая драма «26 бакинских комиссаров» (1965). Следующей его работой стал фильм, где действовали герои, не совершаюшие громких подвигов, но ежедневно спасающие жизни: картина «Дела сердечные» рассказывала о буднях реаниматологов скорой помощи.
Аждар Ибрагимов много лет проработал на киностудии «Азербайджанфильм», но в потом перебрался в Москву и начал сотрудничать с «Мосфильмом».
Первой полноценной лентой, снятой на главной студии страны, стали как раз «Дела сердечные» (1973). Сценарий про бригаду врачей написали Владимир Кунин и Семён Ласкин, и история заинтересовала Ибрагимова как раз тем, что в ней были показаны обычные люди, современники, добросовестно и ответственно выполняющие свою очень непростую работу.
Перед съёмками режиссёр и актёры много раз бывали в главной диспетчерской московской скорой помощи и даже выезжали на вызовы с медиками.
Киношники наблюдали за врачами, видели, как по-разному ведут себя пациенты и брали на вооружение мельчайшие будничные детали, чтобы сделать фильм не просто интересным, но и правдивым, в котором даже сами медики не углядели бы фальши. А потом, когда уже начались съёмки, на площадке обязательно присутствовал врач, который консультировал артистов во всех эпизодах.
В «Делах сердечных» было четыре главных героя: врач, два фельдшера и водитель. На роль врача скорой помощи Ибрагимов пригласил Георгия Тараторкина, актёра очень популярного и востребованного. Звёздной для Тараторкина стала роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» (1969). После выхода фильма у него в одночасье образовалась многомиллионная армия поклонниц, хотя как театральный актёр он был известен и раньше.
Роль одной из его помощниц, фельдшера Наташи, сыграла его супруга Екатерина Маркова. Для Екатерины это было всего лишь второе появление в кино, но зрители её тоже знали: годом ранее она снялась в одной из главных ролей в драме «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого.
В образе второго фельдшера, Лиды, предстала Антонина Шуранова. Такой выбор удивил многих коллег режиссёра, поскольку
у Антонины была внешность необычная, немного аристократическая. Из-за этого её видели в исторических образах и приглашали на роли дам из прошлого, дворянок или иностранок.
Сама Антонина говорила позже, что в «Делах сердечных» впервые сыграла современницу, но, готовясь к роли, пыталась найти в героине нечто схожее с историческими героинями, которых ей доводилось играть прежде.
Кстати, по сюжету в ленте сложился любовный треугольник: врач в исполнении Георгия Тараторкина питал романтические чувства к одной помощниц, тогда как в него самого была влюблена другая.
Аждар Ибрагимов распределил роли предсказуемо: предмет обожания врача Павла Евгеньевича сыграла реальная жена Тараторкина Екатерина Маркова, а безответно влюблённую фельдшера — Антонина Шуранова. Все трое в обычной жизни были давно знакомы, Шуранова и Тараторкин уже не один год вместе выходили на сцену Ленинградского ТЮЗа, так что никаких проблем на площадке не было.
Чётвертым героем, водителем, стал Анатолий Папанов. Молодые коллеги с ним знакомы не были и поначалу ожидали от именитого артиста звёздности и даже какой-то надменности. В реальности Папанов оказался общительным и доброжелательным человеком с отменным чувством юмора и прекрасно вписался в компанию.
Режиссёр Аждар Ибрагимов рассказывал, что
за фильм его побудила взяться не только сама тема, но и возможность «вглядеться» в лица и даже души персонажей.
В его предыдущих работах было много массовых батальных сцен, снятых красиво и эффектно, но как раз эпичность исторических сюжетов не позволяла рассмотреть каждого отдельно взятого героя, вчитаться, вжиться в него.
В новой работе он сделал упор именно на внутренний мир, благо теперь в центре было всего четыре человека. А помогала в создании камерной атмосферу оператор Маргарита Пилихина. Она решила сделать акценты на крупных планах актёров, обращала внимание не на реплики, а на ритм движений, пластику, взаимодействие героев на бессловесном уровне. Кстати, как раз поэтому во многих сценах
киношная медицинская бригада смотрится настоящей: экранные врачи понимают друг друга без слов и суета, по взгляду и кивку головы.
Ну и, конечно же, в ленте про скорую помощь появилось множество пациентов, очень разных, со своими особенностями и причудами. Медики едут с одного вызова на другой, а больные сменяют один другого: всё как в реальности. Наверное,
если бы подобный сценарий попал в руки нынешним кинематографистам, из него сделали бы мелодраматический сериал на пару сотен серий, как это теперь модно,
а вот в советском фильме режиссёр и актёры уложились в полтора часа (и, кажется, история от этого ничуть не проиграла).
Сегодня фильм «Дела сердечные» не особо известен, хотя это действительно добротное кино, сделанное с уважением к медицине и врачам, которые ежедневно сталкиваются с не самыми приятными сторонами человеческой природы, но продолжают делать работу.
А как считаете, как в конце концов поступит Евгений Павлович (Георгий Тараторкин): останется с беспечной Наташей (Екатерина Маркова) или выберет несмелую добрую Лиду (Антонина Шуранова)?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296