Знаменитый советский театральный режиссер Анатолий Эфрос говорил, что искусством нельзя заниматься всерьез, им можно заниматься только шутя.
Анатолий Васильевич рассказывал, как однажды он вместе с корреспондентом сидел в кафе. Тот спрашивал Эфроса громко и многозначительно, а режиссер серьезно и обстоятельно отвечал на вопросы.
- В какой-то момент мне стало неловко: а что думают другие посетители кафе? Ведь так серьезно можно говорить о том, что поезд упал в реку или рухнул мост. А театр – это всего лишь маленькое и смешное заведение, существующее для небольшой части населения. Но столько у нас страстей и многозначительности. На самом деле это только театр, - говорил Анатолий Эфрос.
Он и правда, не придавал излишней значимости декорациям, а актеры в его постановках, были почти без грима. Эфрос говорил, что декорации не должны отвлекать от сюжета и персонажей. На сцене артисты говорили обычными голосами с привычными интонациями. Задача режиссера была, по словам Анатолия Васильевича, показать, какие внутренние мотивы движут персонажами, а не их внешние проявления.
В Ленкоме Эфрос поставил несколько спектаклей, которые поставили его в ряд самых значительных режиссеров страны. «Женитьба», «В день свадьбы», «Сто четыре страницы про любовь», «Снимается кино». Все эти постановки относятся к 60-м годам.
В 1966 году Эфрос ставит «Мольера» Михаила Булгакова, в котором вывел главную мысль – как власть уничтожает художника. Об эту постановку режиссер споткнулся – его обвинили аполитичности и искажении классики.
Из Ленкома его сослали в театр на Малой Бронной, туда же вслед за ним ушла и часть актеров. Дело не только в «Мольере», дело в том, что Анатолий Васильевич был человеком прямым, честным и недипломатичным – не умел поддакивать чиновникам, он вообще с ними предпочитал не общаться. Поэтому и его актеры – Леонид Броневой, Лев Дуров, Николай Волков всегда пытались на сцене добиться простоты и естественности, чтобы не впасть в ложное правдоподобие.
Анатолий Эфрос сняло несколько удачных фильмов, среди которых – «Шумный день», «Таня», «В четверг и больше никогда», «Високосный год», «Времена года». Было и несколько значительных телепостановок.
Даже во время опалы у режиссера было два верных друга из числа коллег, которые давали ему возможность ставить спектакли на сценах своих театров. Это Олег Ефремов и Юрий Любимов.
Последний в начале 1980-х годов отказался возвращаться в СССР, и был лишен советского гражданства. Тогда Эфросу предложили возглавить Театр на Таганке. Анатолий Васильевич принципиально не стал брать никого из прежних актеров из числа единомышленников, чтобы не наводить смуту в коллективе театра.
Своих старых коллег он не взял, а новых единомышленников не приобрел. Театр покинули Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Вениамин Смехов и другие актеры.
Пройдет больше десяти лет и Филатов признает, что был неоправданно жесток к Эфросу, который не был виноват в сложившейся ситуации и пытался вести театр вперед.
- Я был недоброжелателен, жесток, надо прямо сказать. Вообще, его бы внесли в театр на руках. Если бы только он пришел по-другому. Не с начальством. Это все понимали. Но при этом все ощетинились, - говорил ровно 25 лет назад Леонид Филатов.
В Театре на Таганке Анатолий Эфрос поставил три спектакля: «На дне», «Вишневый сад» и «Мизантроп». Все они относятся к середине 80-х годов. Но долго проработать из-за большого числа недоброжелателей не смог – Эфрос умер от сердечного приступа 13 января 1987 года в возрасте 61 года.
Не зря он говорил, что искусством надо было заниматься только шутя. Сам он в итоге отнесся к своему призванию более серьезно, чтобы спасти Театр на Таганке. Это стоило ему жизни…
Подписать на канал «КиноНытик»