Найти в Дзене
КиноНытик

Анатолий Эфрос говорил, что театром нужно заниматься шутя, но сам нарушил это правило. Это стоило ему жизни

Знаменитый советский театральный режиссер Анатолий Эфрос говорил, что искусством нельзя заниматься всерьез, им можно заниматься только шутя.

Анатолий Васильевич рассказывал, как однажды он вместе с корреспондентом сидел в кафе. Тот спрашивал Эфроса громко и многозначительно, а режиссер серьезно и обстоятельно отвечал на вопросы.

- В какой-то момент мне стало неловко: а что думают другие посетители кафе? Ведь так серьезно можно говорить о том, что поезд упал в реку или рухнул мост. А театр – это всего лишь маленькое и смешное заведение, существующее для небольшой части населения. Но столько у нас страстей и многозначительности. На самом деле это только театр, - говорил Анатолий Эфрос.

Он и правда, не придавал излишней значимости декорациям, а актеры в его постановках, были почти без грима. Эфрос говорил, что декорации не должны отвлекать от сюжета и персонажей. На сцене артисты говорили обычными голосами с привычными интонациями. Задача режиссера была, по словам Анатолия Васильевича, показать, какие внутренние мотивы движут персонажами, а не их внешние проявления.

-2

В Ленкоме Эфрос поставил несколько спектаклей, которые поставили его в ряд самых значительных режиссеров страны. «Женитьба», «В день свадьбы», «Сто четыре страницы про любовь», «Снимается кино». Все эти постановки относятся к 60-м годам.

В 1966 году Эфрос ставит «Мольера» Михаила Булгакова, в котором вывел главную мысль – как власть уничтожает художника. Об эту постановку режиссер споткнулся – его обвинили аполитичности и искажении классики.

-3

Из Ленкома его сослали в театр на Малой Бронной, туда же вслед за ним ушла и часть актеров. Дело не только в «Мольере», дело в том, что Анатолий Васильевич был человеком прямым, честным и недипломатичным – не умел поддакивать чиновникам, он вообще с ними предпочитал не общаться. Поэтому и его актеры – Леонид Броневой, Лев Дуров, Николай Волков всегда пытались на сцене добиться простоты и естественности, чтобы не впасть в ложное правдоподобие.

Анатолий Эфрос сняло несколько удачных фильмов, среди которых – «Шумный день», «Таня», «В четверг и больше никогда», «Високосный год», «Времена года». Было и несколько значительных телепостановок.

-4

Даже во время опалы у режиссера было два верных друга из числа коллег, которые давали ему возможность ставить спектакли на сценах своих театров. Это Олег Ефремов и Юрий Любимов.

Последний в начале 1980-х годов отказался возвращаться в СССР, и был лишен советского гражданства. Тогда Эфросу предложили возглавить Театр на Таганке. Анатолий Васильевич принципиально не стал брать никого из прежних актеров из числа единомышленников, чтобы не наводить смуту в коллективе театра.

Своих старых коллег он не взял, а новых единомышленников не приобрел. Театр покинули Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Вениамин Смехов и другие актеры.

-5

Пройдет больше десяти лет и Филатов признает, что был неоправданно жесток к Эфросу, который не был виноват в сложившейся ситуации и пытался вести театр вперед.

- Я был недоброжелателен, жесток, надо прямо сказать. Вообще, его бы внесли в театр на руках. Если бы только он пришел по-другому. Не с начальством. Это все понимали. Но при этом все ощетинились, - говорил ровно 25 лет назад Леонид Филатов.

В Театре на Таганке Анатолий Эфрос поставил три спектакля: «На дне», «Вишневый сад» и «Мизантроп». Все они относятся к середине 80-х годов. Но долго проработать из-за большого числа недоброжелателей не смог – Эфрос умер от сердечного приступа 13 января 1987 года в возрасте 61 года.

Не зря он говорил, что искусством надо было заниматься только шутя. Сам он в итоге отнесся к своему призванию более серьезно, чтобы спасти Театр на Таганке. Это стоило ему жизни…

Подписать на канал «КиноНытик»