Найти в Дзене

Педагогический формализм. Было vs. стало

Нередко я слышу мнение о том, что у детей сейчас в школе одни сплошные права и нет обязанностей. Что раньше дети себе не позволяли ничего такого, что позволяют сейчас. Что в наше время каждый ребёнок - видите ли, личность, у всех психологические травмы, и приходится учителям исполнять танцы с бубнами.  А вот смотрите, хроники «Учительской газеты». Отрывок из статьи «Против педагогического формализма», дата - 27 июля, страшно сказать, 1938 года.  "Формализм и воспитание… Это, казалось бы, несовместимые понятия. И тем не менее есть еще такие учителя, которые формально относятся к своим обязанностям воспитателя, не пытаются изучить каждого ученика и индивидуализировать свой подход к детям. Таких педагогов не интересует личность ребенка, его переживания… В 23-й школе Ростова-на-Дону одна учительница демонстративно покинула класс, потому что ребята стали шуметь на уроке. Затем в течение трех уроков она сидела в классе молча, предупредив ребят, что, если не будет порядка, она будет так сидет

Нередко я слышу мнение о том, что у детей сейчас в школе одни сплошные права и нет обязанностей. Что раньше дети себе не позволяли ничего такого, что позволяют сейчас. Что в наше время каждый ребёнок - видите ли, личность, у всех психологические травмы, и приходится учителям исполнять танцы с бубнами. 

А вот смотрите, хроники «Учительской газеты». Отрывок из статьи «Против педагогического формализма», дата - 27 июля, страшно сказать, 1938 года. 

"Формализм и воспитание… Это, казалось бы, несовместимые понятия. И тем не менее есть еще такие учителя, которые формально относятся к своим обязанностям воспитателя, не пытаются изучить каждого ученика и индивидуализировать свой подход к детям. Таких педагогов не интересует личность ребенка, его переживания… В 23-й школе Ростова-на-Дону одна учительница демонстративно покинула класс, потому что ребята стали шуметь на уроке. Затем в течение трех уроков она сидела в классе молча, предупредив ребят, что, если не будет порядка, она будет так сидеть хотя бы 10 дней. Иной раз учитель приходит к директору и заявляет, что он не вернется в класс, пока там не наладят дисциплину. Разве это не формальное отношение к делу? Кто же, как не учитель, будет устанавливать дисциплину в классе?.. В 78-й школе на испытаниях ученице достался билет, который ей показался легким. Девочка очень обрадовалась и на ходу перекрестилась. В школе по этому случаю создали целое "дело". Прежде всего у девочки отобрали билет, заставили ее дожидаться, когда будут опрошены все ученики. Только потом ей дали право взять новый билет и ответить. Инициатором такого издевательства был директор школы, который впоследствии всячески старался доказать правильность своих методов воздействия на ученицу. Между тем только бездушным, формальным отношением к ребенку можно объяснить эти "методы". 

Ещё раз, это 1938 год. В самом цвету, казалось бы, репрессии, вертикаль власти, подавление личности. Тем не менее, в школе происходит то же самое, что и сейчас, спустя 83 года. Дети есть дети. Они шумят, не слушают учителя, когда им не интересно, дисциплины нет. Правда, по мнению «Учительской газеты», так присходит не всегда, а лишь у учителей, которые бездушно, формально относятся к детям, к профессии, к педагогическому мастерству. По понятиям нашего времени, это те самые учителя, которые тоже, наверное, считали, что у детей слишком много прав и что лишние телодвижения учителя - это танцы с бубнами. 

А вы что думаете? Школа за 83 года изменилась? Дети стали более неуправляемы, а учителя более бесправны?

Заказать книгу "Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли" можно тут