Найти тему
155,5K подписчиков

"Я так устала от разводов с разделами, что счастлива в своей "однушке". Актриса Людмила Чурсина

31K прочитали
Актерская слава пришла к вам довольно быстро. Я всегда была равнодушна к успеху и часто не бывала на своих премьерах в Доме кино. Конечно, приятно, когда фильм приняли.

Актерская слава пришла к вам довольно быстро.

Я всегда была равнодушна к успеху и часто не бывала на своих премьерах в Доме кино. Конечно, приятно, когда фильм приняли. Но мне некогда было следить за славой: пришла она или нет? Я работала, в год могла сниматься в двух-трех фильмах. И вообще: когда слава приходит, надо поселиться от нее в соседней комнате. Какие самые большие испытания выпадают на долю человека? Это деньги, власть и «медные трубы».

Какими из них, кроме славы, жизнь испытывала лично вас?

Мне власть никогда не импонировала. Помню, актриса Елена Драпеко с завистью говорила: «Мне бы твои возможности!» Но я не соглашалась никем быть. Однажды меня выбрали председателем профкома театра, причем сообщили об этом по телефону. Я ответила, что они сошли с ума. Конечно, на этой должности что-то сделать мне удалось, кому-то помочь. Но я с трудом дождалась очередного собрания, где меня сменили. Так что испытание властью я точно прошла.

А испытание деньгами на вас обрушивалось?

Я бы сказала, что нет. Мне всегда было куда их деть. Последние тридцать лет мои родители были как дети. Потом я всегда помогала младшей сестре. Когда она вышла замуж, квартиру ей однокомнатную купила. А после того как у нее родился ребенок – двухкомнатную. Но это хорошо. Жить только для себя мне бы было неинтересно.

Вы всегда говорили, что в наследство от отца-военного вам достался взрывной характер. От этой черты вы всегда хотели избавиться. Интересно, хотя бы однажды она сослужила вам добрую службу?

С первым мужем, режиссером Владимиром Фетиным, я жила в Ленинграде. Но моя семейная жизнь не сложилась. Когда мне предложили роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» в Театре Советской армии, я переехала в Москву. Прошел год, но квартиру мне так и не дали. Я понимала, что чиновники выуживают из меня взятку: тогда все хотели иметь японскую технику. А где мне было ее взять? Я полгода жила в доме под снос, у своей поклонницы. В 15-комнатной квартире с ненормальной соседкой. Правда, в моем положении был и плюс: дом находился недалеко от театра.

Но однажды мне надоело ждать, когда дадут жилье, и во мне проснулся папа. Случилось так, что случайно я встретила шахматиста Анатолия Карпова. Он расходился с женой и присматривал ей квартиру. Анатолий и посоветовал мне взглянуть на двушку в сталинском доме напротив американского посольства. Квартира мне понравилась. И я решила во что бы то ни стало ее получить. Я пошла к чиновнику, который меня все время отшивал. Я выдала ему такой монолог с угрозами о том, что добьюсь, чтобы его с должности вышибли, что в результате он выписал мне ордер на ту самую квартиру. Так она стала моей.

Вы живете в ней и поныне?

Нет, из нее было неудобно до театра добираться. Сейчас у меня однокомнатная, от которой до театра 10 минут пешком. Опять же метро напротив. Когда знакомые узнавали, что я собираюсь переехать в однушку, они говорили, что я сошла с ума. Но к тому времени я так устала от разводов с разделами жилплощади, что мне хотелось в любую конуру, лишь бы не дергали. В результате все очень удобно устроилось, квартирой я очень довольна.

Интересно, в каких отношениях вы с современными гаджетами? Пользуетесь ли вы, к примеру, электронной почтой?

Я не хочу впускать в свою жизнь роботизацию. У меня есть старенький сотовый телефон, который я очень люблю. Удобный, безотказный. Я все хочу научиться писать СМС. Это ведь очень удобно! Читать-то я умею. Но что-то внутри меня сопротивляется. Не знаю, почему? Чукча не писатель, чукча – читатель! (Смеется)

Вас изрядно помотало по свету. Где вы себя дома чувствуете?

Везде! В любой гостинице. Мне главное, чтобы было чисто. Мой отец был военным, и мы ездили с ним по всей стране. После войны жили в Тбилиси и в Батуми, позже – на Чукотке и на Камчатке. И мои детские и юношеские воспоминания – это ощущение невероятных пространств родной страны. Я уже давно поняла, что на этой земле нельзя ни к чему привязываться. НИ К ЧЕМУ!

А к людям?

К ним невозможно не привязываться. Но когда они уходят, ты понимаешь, что можешь быть следующим. Тем более, когда достиг определенного возраста. В Театре Советской армии у меня был спектакль «Та, которую не ждут», где я играла Странницу, точнее – Матушку-смерть. Все, когда узнают об этом, ужасаются. Но могу сказать, что постановка производила на зрителей неизгладимое впечатление.

Источник фото: kino-teatr.ru
Источник фото: kino-teatr.ru

Она рождала чувство смирения перед таким великим явлением, как уход из жизни. Рождение – более изученное дело, в нем нет тайны. А с того света, кроме Иисуса, никто не возвращался. За эту роль я получила золотую награду ЮНЕСКО. В спектакле были тексты большой глубины и мудрости. Моя героиня говорила: «Я слышу, как все вы жалуетесь на жизнь. Почему же так боитесь лишиться ее?»

Первая часть интервью ЗДЕСЬ

Продолжение беседы ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Наталья Южина, Москва, специально для «Лилит» (с)

Фото вверху: Лариса Кудрявцева и kino-teatr.ru