Это фильм «Цветы запоздалые» (1969 год, режиссёр Роом), где главные роли исполнили Ирина Лаврентьева и Александр Лазарев.
Смотрела его и плакала. Настолько он душераздирающий и гениальный.
Чехов тоже хорош. Мог бы и в живых Марусю оставить. Разве справедливо, что люди, которые столько страдали, не имеют права на счастье?!
Можно сказать, что доктор Топорков не сильно страдал. Но это сейчас он успешен и богат. А когда-то он был крепостным, и ему пришлось лбом пробивать «туннель к жизни».
И, как сказал про него слуга разорившихся князей Приклонских Никифор:
«- Это его деньги испортили. Одеревянили».
Могло ли быть иначе? Да нет. Не могло. Слишком низкий старт был у Топоркова. Он бы не выбился в люди, если бы не стал деревянным. Даже Вожеватов одеревянел в стремлении выбиться в купцы первого ряда:
Бежевое пальто Ларисы. Как Вася упустил шанс утереть нос Паратову.
А Маруся не опошлилась и не очерствела из-за несчастий, постигших её семью.
Нажимайте на картинки, чтобы увидеть их в большом размере!
И какая же это прекрасная, достойная женщина!
Она полюбила Топоркова. И когда он прислал сваху, сказала матери:
« – Маман, я согласна. Я свободна от всяких предрассудков и пойду за этим крепостным на край света. Если вы скажете хоть слово, я уйду от вас».
Нам это сложно понять. То, что брак с бывшим крепостным – это не просто мезальянс, а в некотором роде позор.
Но ситуация интересная. Я сама написала роман с такими героями – обедневшая барышня и её бывший крепостной: «Мой бывший холоп». Это не перепев «Цветов запоздалых», никто меня в этом не обвинит, поскольку я фильм не смотрела раньше (к счастью, иначе бы машинально что-то из него затянула в свой роман).
И именно поэтому меня потрясли слова Маруси.
Вот так, сразу решиться! Без сомнений, колебаний и мысли «что о нас будут говорить?»
Но оказалось, что Топорков ищет невесту с приданым. Ему нужно шестьдесят тысяч. Свахе и на ум не пришло, что у князей Приклонских не окажется даже такой малости. Это ведь не большое приданое для княжны!
Но Приклонские разорились полностью.
Рассказ написан в 1882 году.
Крепостное право давно отменено. А у Приклонских сын – дурак, мот и бездельник.
А Маруся... Сколько ни говори о том, что барышни могли работать, но, видимо, негде было в то время.
А потом у Маруси пошатнулось здоровье…
От отчаяния она признаётся Топоркову в любви. Прямо и просто.
И деревянный щелкунчик превращается в человека. Как в балете Чайковского.
Такие перевороты в душе человека не случаются на пустом месте. Значит, у Топоркова давно копилось недовольство собой и жизнью.
И Маруся ему давно нравилась. Только его сердце было заперто за крепкий замок.
Но вот все задавленные чувства выплеснулись наружу. И уже на другой день Топорков едет с Марусей на Лазурный берег.
И вот интересно… Ты понимаешь, чем закончится фильм, но тоже до последнего надеешься: а вдруг?!
Ведь Маруся такая похорошевшая, оживлённая…
Вот немного костюмов для неё. В них она могла бы гулять по побережью. Хотя жизнеутверждающий зелёный, как в фильме, подходит ей больше.
Только слишком поздно.
«Он всё отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!»
Опоздать, не успеть, не спасти… Как же это страшно.
Роскошный сиреневый наряд и разбитые женские мечты. Фильм «Володя большой, Володя маленький».
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!