Найти тему
Учитель гармонии

Самостоятельность, самодеятельность, запущенность или... пустота?

Оглавление
Островок занятости и ответственного целеполагания
Островок занятости и ответственного целеполагания

Касательно ДМШ... я, училищный педагог, многожды писала о том, насколько мне не нравится игра и пение большинства "самостоятельных". Исключения всегда есть, но их ничтожно мало.

"Предпрофовский" экзамен четвероклассников фортепианного отделения нашей школы, прослушанный мною от корки до корки, сподвигает снова и снова обращаться к теме качества и - увы! - халтуры.

Берусь судить об этом, поскольку достаточно близко знаю историю каждого выступавшего 10-11-летки, одноклассника моей дочери. Зависимость прямая: каковы, интегрально, усилия семьи - таков и результат обучения. (Разумеется, с поправкой на то, что в деле лишь неоднократно "отфильтрованные" дети с отличными данными.)

И да, часть ребят слетело, в разной мере скандально, на общеразвивающую программу. Реализуя семейную философию "Живи легко!", они обеспечили заметное расслоение потока на бережно "сделанных", вышколенных... и грубовато-самодеятельных. Играли, как умели - будучи не в состоянии оценить, а как же, собственно, надо.

Это страшный удар по репутации педагогов, от которого невозможно абстрагироваться, который трудно простить. Это - боль, внутренний зажим, щемящая досада для всех тех, кто мог бы выложиться по полной и научить неблагодарного подопечного очень многому.

Но нет, знамёна "лайтовости" развеваются по ветру - а гордые матери семейств повествуют миру о том, какие же у них самостоятельные дочери и сыновья.

Море восторга! Из школы - с ключом на шее, обед-уроки-погулять - без посторонней помощи. Не трожьте работающих родителей, не загоняйте их в рабство и физическую зависимость от юного наследника...

Но, попутно - позвольте вопрос: а что реально умеет столь независимое дитя? Каковы его достижения? Что он может явить миру, какие подаёт надежды? Вы думаете, он живёт? Серьёзно? А мне представляется: всего лишь существует, силясь наполнить свои незамысловатые дни каким бы то ни было содержанием. Возможно, счастлив!

Мне приходится, по роду моей деятельности, постоянно пересекаться с двумя категориями запущенных детей/подростков - с претензиями и без таковых. Что страшнее, сказать трудно...

Поймите меня правильно: я двумя руками ЗА родительскую реализацию в профессии. Более того: конкретно в своём случае, я на ней категорически настаиваю, ибо считаю её частью бэкграунда подрастающих детей. Но справедливо и другое! Взял на себя ответственность за наследников - будь добр, создай им условия для роста, эмоционального развития и нешуточного "взрослого" старта. И нет, дело не в проплаченном внебюджетном месте некоторого ВУЗа: проблема требует, по современной ситуации, значительно более ранней и глубокой проработки.

Музыкальное образование - моя территория, частный случай в ряду многих. Но случай, несомненно, показательный, выпукло иллюстрирующий соотношение сил.

Как всё совместить - и заработок, и собственные перспективы, и неформальное участие в детях?

А не знаю до конца... Сложно. Спорно. Каждому по-своему решать.

Но, определённо, решать критически необходимо - ценой предельного напряжения, компромиссов, локальных потерь и находок, жёстких самоограничений и родительской строгости.

В противном случае, дорогие ребята, наступает зловещая, зияющая пустота.

Та самая пустота, которую, ко всеобщему сожалению, не каждому дано углядеть и осмыслить.

Осмыслившему - живётся тяжелее, зато честнее. Не так ли, друзья?