Во всей России подъезды — и только в Петербурге парадные! В дореволюционной России в дом было два входа: через парадную лестницу — для господ и гостей, и через черную, которая вела в служебные помещения и ей пользовалась прислуга.
После национализации дома, что называется, уплотнили, поставили перегородки и превратили бывшие дворцы и доходные дома в «коммунальный рай». Чтобы горожанам было проще ориентироваться, лестницы (которых иногда было несколько), ведущие в квартиры, нумеровали, а парадную и черную лестницы так и называли. В эпоху новой застройки лестницы продолжили нумеровать, но поскольку все они были главными, горожане стали именовать их парадными.
В современных домах от «парадности» осталось разве что красивое слово, а настоящие парадные, украшенные лепниной, зеркалами, витражами, атлантами и кариатидами можно встретить только в исторической части Петербурга. Многие пришли в упадническое состояние, пережив блокаду, советские годы и лихолетья 90-х, некоторые берегут и охраняют.
Если вы уже посетили все основные достопримечательности города и мечтаете открыть что-то новое, идея прогуляться по питерским дворам и парадным будем весьма кстати!
Доходный дом Бернштейна (2-я Советская улица, 10Б/3-я Советская улица, 9)
Григорий Бернштейн был крупным домовладельцем, в том числе ему принадлежал дом на участке между 2 и 3 Советскими улицами. Построил особняк в начале XX века архитектор Александр Хренов — ведущий мастер ар-нуво своего времени.
Убранство парадной — великолепный образец стиля модерн, в котором работал Хренов. Стены отделаны немецкой керамической плиткой лазурного цвета с декоративными вставками, на которых изображены лилии и кувшинки. Плитка оригинальная, чудом уцелевшая до наших дней. Когда-то такую плитку считали обыкновенной и ничем не примечательной немецкой безделушкой, а сейчас это самый настоящий исторический артефакт.
Напольная плитка, в которой насчитываем три разных рисунка, также сохранилась. У окон ниши в виде арок, куда встроены скамейки, чтобы можно было присесть и отдохнуть. Впечатляет лепка, выполненная «под дерево» — визитная карточка архитектора, по которой можно узнать другие его работы.
Доходный дом Елисеева (ул. Ломоносова, 14)
Елисеевы — купцы, знатный род, выходцы из крестьян и основатели знаменитого Елисеевского гастронома. Григорию Елисееву — одному из представителей семейства — принадлежал особняк на улице Ломоносова, построенный по проекту архитектора Гавриила Барановского в 60-е годы XIX века.
Из-за необычного декора и сочетания белого и желтого цветов в отделке местные жители называют парадную «Ромашкой». На последнем этаже она увенчана куполом, по периметру которого расположены арочные окна — в солнечный день пространство буквально залито светом.
Необычно и очень фотогенично выглядит винтовая лестница с витражными окнами. Холл просторный и светлый, лепнина в очень хорошем состоянии, даже сохранились оригинальные двери в квартиры! Видно, что жильцы любят и берегут свой дом.
В центре лестницы сохранилась шахта первого в городе парового лифта с ажурной кованой решеткой и дверью.
Войти можно в составе экскурсии или заплатив консьержу.
Дом страхового общества «Россия» (Большая Морская, 35)
Когда-то здесь находился небольшой деревянный дом придворного портного, а в начале XX века по проекту архитекторов Александра Гимпеля и Василия Ильяшева было возведено здание в стиле модерн для страхового общества «Россия». Страховщики занимали 2 и 3 этажи, внизу располагались магазины, а верхние этажи отдавались внаем жильцам.
Примечательно не только внутреннее убранство особняка, но и фасад, который украшают картины из майолики, созданные по эскизам Николая Рериха.
Отделка парадной во многом хорошо сохранилась. Вестибюль украшают рельефные изображения на различные темы, сюжет которых не повторяется, все это необычно смотрится в сочетании с витражными окнами. В здании много сохранившихся печей, одна из которых встречает посетителей на первом этаже в холле.
Дом страхового общества «Саламандра» (ул. Гороховая, 4)
Страховое общество «Саламандра» появилось в середине XIX века и страховало от пожаров. В качестве названия и символа страховщики выбрали мифическое существо, потому что саламанда, по преданиям, не боится огня. Участок с домом общество приобрело в начале XX века, и архитекторы Перетрякович и Веревкин построили на его месте новое здание, которое мы видим сегодня.
Стиль постройки — неоклассицизм с элементами модерна. В советскую эпоху здесь жили многие выдающиеся личности, о чем напоминают мемориальные доски на фасаде.
Уникальность парадной — в сохранившемся оригинальном потолке и люстре, которой больше 100 лет! Также впечатляют резные деревянные двери при входе, которые сохранились в нетронутом виде.
Доходный дом (ул. Рубинштейна, 20)
Здесь жил известный драматург Александр Володин, по сценарию которого были сняты фильмы «Пять вечеров» и «Осенний марафон».
Парадная в хорошем состоянии и доступ в нее свободен, т.к. на втором этаже расположен популярный ресторан. Особняк возведен в начале XX века архитектором Сергеем Баранкеевым. В холле сохранен и отреставрирован камин, отделанный плиткой, стены украшает скромная лепка, а перила — кованая решетка.
Доходный дом Палкина (ул. Рубинштейна, 4)
Особняком владела семья Палкиных, чей знаменитый ресторан с одноименным названием находится на Невском проспекте. Автор проекта — архитектор Александр Хренов, творивший в Петербурге в начале XX века в стиле модерн и ар-нуво.
Изначально дом был доходным, где квартиры и комнаты сдавались внаем. Затем здесь располагались различные учреждения: магазины, мастерские, парикмахерская и прочие заведения. В одной из квартир жил писатель Вячеслав Шишков, автор романа «Угрюм-река».
Парадная находится в плачевном состоянии — нуждается в уходе и реставрации. Однако здесь сохранилась родная дверь в стиле модерн, украшенная витражным стеклом, двери в некоторые квартиры, решетка на перилах лестницы и весьма потертая, но родная напольная плитка.
Особняк Каншина (Кузнечный переулок, 6)
Василий Каншин — миллионер, крупный помещик, откупщик (сборщик налогов) и золотопромышленник. Дом на Кузнечном переулке был построен по его заказу архитектором Густавом Барчем во второй половине XIX века в стиле эклектики. Особняк отличался богатым декором как внутри, так и снаружи. Примечательно, что здание не включено в список охраняемых объектов культурного наследия.
В советские годы здесь находились коммунальные квартиры, а сегодня — музыкальная школа, фотостудия и прочие организации. Внутреннее убранство особняка напоминает дворцовый зал: со стен смотрят задумчивые кариатиды, обилие лепки и декора восхищает, в наличии люстра, кованые перила и даже позолота.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Что попробовать в Турции? ТОП-15 блюд турецкой кухни
✅ Что едят в Южной Корее? Самые вкусные корейские блюда
✅ 5 продуктов из России, которые приведут иностранцев в восторг