Относительно недавно в сети появилась информация, что хазарский клад мешает строительству частного дома. Ситуация неоднозначная, однако она требует внимания со стороны общественности.
Если говорить о сложившийся ситуации кратно, то житель Волгоградской области принял решение о строительстве гаража, для чего ему понадобилось заложить фундамент. В процессе ведения работ и копания траншеи работники нашли человеческие кости, которые вызвали недоумение. Как порядочный уроженец страны будущий хозяин гаража обратился в полицию. Работники в срочном порядке прибыли на место событий и сообщили, что данная находка не относится к их ведомству.
Следующим этапом был вызов археологической группы на место событий. В ходе исследования были сделаны выводы, что захоронения датируются IX-X веком. Таким образом, хозяина земельного участка предупредили о том, что продолжать вести земляные работы на участке запрещено.
Через месяц хозяину участка приходит письмо в котором говорится о том, что на его земельном участке находится памятник регионального значения. Таким образом, государства обязует его осуществить археологические раскопки за собственный счет, смета составила около 250 000 тысяч рублей.
Удивительно, но закон обязует владельцев земли проводить археологические раскопки за свой счет. Хозяин участка решил не оставлять вопрос просто так, уже на течении трех лет, он пишет жалобы во все возможные инстанции. Дело в том, что у него нет средств для того, что провести археологические работы. К сожалению ответной реакции не поступило, а отдельные инстанции отвечали только то, что за проведение работ должен заплатить он.
Государство не заботиться об культурном наследии, и при этом пытается переложить ответственность на граждан. Государство должно быть заинтересовано в ведении археологической работы, и при этом заботится о малообеспеченных гражданах.
Если рассматривать опыт других стран, то к примеру в Эстонии, гражданин, который нашел клад подобным образом, не только получил благодарность, но и вознаграждение в размере 100 000 евро. Премия выдается за то, что гражданин добропорядочно поступил с кладом и не стал его самостоятельно извлекать.
Вот такое отношение в разных странах к археологическим ценностям, и самое неприятно то, что это отношение существенно отличается.