Перед тем как перейти к делу, давайте быстренько вспомним, что такое игра, подходящая для новичков. В моём понимании это удобный и простой в использовании инструмент. Желательно при этом, чтобы к нему шла чёткая инструкция по эксплуатации и контакты производителя.
Если вы согласны с определением, давайте продолжим. Если не согласны или желаете дополнить — приглашаю вас в комментарии. Я с удовольствием позаимствую для будущих статей полезные критерии.
Что такое «Злодеяние»?
«Злодеяние» — это PbtA-игра от разработчиков Horror Movie World, посвящённая приключениям разномастных суперзлодеев. Как и ХМВ, «Злодеяние» симулирует в первую очередь жанр, а не реальность. Здесь повествование разделено на акты, злодеи с удовольствием рассказывают о своих планах, а ведущий может не стесняясь использовать в описаниях «затемнения», «голландские углы» и «клоуз-апы». Здесь есть навык «пытки» и характеристика «злоба». Эта игра подталкивает ведущего создавать зрелищные, пафосные сцены, а игроков — строить коварные планы по захвату мира.
Предвосхищая вопрос о том, сколько жанров можно разумно исследовать в рамках игры, отвечу следующее. Эта игра посвящена конкретному амплуа в медиа: суперзлодеям. Вычурным, ярким, не очень реалистичным персонажам с аморальными методами достижения целей. Следовательно, подойдёт любой жанр, где, как вам кажется, злодей будет уместен или уже присутствует. Супергероика а-ля комиксы «Марвел» и DC? Само собой. Шпионский боевик в стиле «Агента 007»? Безусловно! Фэнтези про сражение мистического зла с не менее мистическим добром? Да! Творческое переосмысление «Мира Тьмы», где повествование будет вестись от лица агентов «Пентекса» или же коварных старейшин-шабашитов? Почему бы и нет: тут есть для этого инструменты. Только вы там поаккуратнее. Лишний раз не рассказывайте ярым фанатам «Мира Тьмы» об этой игре. И пожалуйста, не говорите, в чьей статье вы это прочитали, ладно? Пускай это будет наш маленький секрет.
Кажется, я эти пункты уже где-то видел
Надо отметить, что данная игра разделяет многие плюсы со своей сестрой Horror Movie World. В частности, первый, второй, третий и восьмой. Но на мой взгляд, у неё достаточно уникальных особенностей и механик, чтобы посвятить ей отдельную статью: генератор героя истории, генератор завязок, темнейший час и т. д. Да и тема совсем другая.
Почему стоит выбрать именно «Злодеяние» для своей первой игры?
1. Ошибаться нормально и даже полезно
Падения, поражения и заключение — это неотъемлемые части злодейского бытия. Авторам игры это хорошо известно, и потому в «Злодеянии» есть сразу несколько механик, которые помогают это отобразить. Например, чем дальше заходит история, тем больше урона получает ваш злодей. Сначала герою будет почти невозможно убить вашего персонажа. Но под конец сессии, когда ваша армия клонов уже будет готова к захвату города, герой предстанет перед вами в полной красе, чтобы сорвать ваши замыслы. И конечно, ваш план совсем не обязан провалиться. Но если такое произойдёт, то это будет весьма логично.
Надо также отметить, что поражение злодея в «Злодеянии» — это не унылый «геймовер». И жанр, и сами авторы предлагают провожать злодеев с почестями. Пускай ваши персонажи расскажут свой жуткий замысел, пригрозят вернуться, коварно усмехнутся, словно готовы к заключению, или даже дистанционно взорвут своего клона, который не справился с заданием. И вот только потом их план провалится.
2. Популярная тематика
Никому не нужно объяснять, что такое суперзлодей. Абсолютное большинство из нас выросло на мультсериалах: «Черепашки-ниндзя», «Приключения Джеки Чана», «Чародейки», «Гаргульи» — продолжать список можно бесконечно. Конечно, не все одинаково сильно привязались к Шредеру или принцу Фобосу, не все втайне надеялись на их победу. Но всем понятно, какую роль они играли и почему были важны для истории. Эта игра будет одинаково привлекательна для фанатов комиксов, любителей поностальгировать и тех, чья душа требует палпового размаха. В случае «Злодеяния», как и в случае HMW, не нужно часами распинаться и рассказывать о нюансах игрового мира — достаточно просто спросить у потенциального игрока, прельщает ли его суперзлодейская харизма.
3. Понятная структура повествования
Авторы делят повествование в игре на шесть актов. У каждого акта есть чёткое описание, позволяющее понять, что должно происходить.
4. Одинаково хорошо подходит и для игр на одну встречу, и для кампаний
Игра во многом нацелена на имитацию жанра супергероики. Но она не заставляет выбирать между мультсериалами и полнометражными лентами: вы с одинаковым успехом можете сделать из своей игры и длительную кампанию, где каждую неделю герои будут сражаться с новыми злодеями, и эпический блокбастер.
5. Сложно сделать плохой концепт, легко сделать хороший
Этот пункт особенно полезен для новичков. В этой игре не нужно изощряться.
Одного взгляда на буклеты персонажей достаточно, чтобы вспомнить пару-тройку похожих злодеев и создать свой вариант, объединяющий эти образы в один. Но велика вероятность, что и этого делать не придётся: игра рассчитывает на то, что вы будете играть по хорошо знакомым вселенным.
Но если вы не любите играть по готовым вселенным, для вас тоже есть хорошие новости. Специфика жанра позволяет воплотить идеи, которые были бы отвергнуты в любой другой игре. Можно рисовать образ очень широкими мазками и не испытывать никаких угрызений совести.
5.1. Уникальная возможность поиграть за рой инопланетных насекомых или космического осьминога-мутанта
К слову, о широких мазках и дерзких идеях. В абсолютном большинстве случаев ведущий счёл бы концепт гигантского космического осьминога за оскорбительное дурновкусие и забанил бы вас в VK. Но не здесь. Здесь этот типаж грамотно обработан механически, и осьминог-мутант из космоса может спокойно присоединиться к действу, а также пожирать врагов целиком, извергать ужасное из своего кислотного нутра и призывать природные катастрофы. И даже развивать отношения с другими злодеями. Всё то же самое касается и роя — некоего разума, управляющего сразу десятками тел.
6. Пространство для роста без давления
Если вы играете за злодея, это не значит, что вы заперты в некой клетке злодейства и не можете сделать шага в сторону. Конечно, жанр подразумевает, что в большинстве случаев злодей ничему не научится и окажется проигравшей стороной. Но это далеко не единственный возможный исход истории. Вы вполне можете преуспеть в своём злодейском плане. Можете иногда проявлять благоразумие и милосердие. А ещё вы можете переметнуться на сторону добра, осознав ошибочность своего пути.
Однако если вы решите оставаться бессердечным злодеем до самого конца… то ничего страшного не произойдёт. Во многих случаях так будет даже лучше.
Таким образом, игра даёт пространство, чтобы создавать арки и извлекать уроки, но при этом не настаивает на их необходимости. Это может быть весьма приятным бонусом для новичков, которые только начали разбираться в НРИ и не стремятся к драматургическим вершинам.
7. Куча вторых шансов
Суперзлодеям свойственно воскресать из мёртвых, сбегать из тюрем и подсылать в опасные ситуации своих двойников. Никто не удивится, если профессор Руинейшен после очередного громкого провала подговорит своих сокамерников совершить побег из Блэкгейта, — если, конечно, вы не захотите попробовать другой архетип. Ведь игра подразумевает возможность менять персонажей между сессиями.
8. Легко связаться с авторами и прояснить возникшие вопросы
Создатели игры говорят на русском, каждый день онлайн и у них нет целого офиса людей в подчинении. Если напишете сегодня, то, скорее всего, сегодня же и получите ответ. Максимум завтра.
Заключение
Подводя итоги, скажу, что у этой игры есть достаточно чёткий фокус. Конечно, она очень гибкая и готова «взять под крыло» множество самых разных жанров и игровых миров. Но все эти жанры и вселенные должны нести в себе возможность мыслить ярко и масштабно.
Пожалуй, это относится и к ведущему, и к игрокам. Вы должны стремиться к тому, чтобы харизматично творить зло, и не разбавлять яркие краски игры водой. Если это желание имеется, то ничто не помешает вам отлично провести время за «Злодеянием». Даже полное отсутствие опыта.
*****
Автор статьи — Алиса Раченко
Статья создана при поддержке попечителей Незримой библиотеки, в том числе Константина Трачука — ведущего паблика «Вторая редакция».
Если вам есть что сказать о настольных ролевых играх, присылайте Библиотекарю свою статью и, если она хороша, заработайте на этом!