Найти тему
ТыжИсторик

Женщины в искусстве. XVII век

Автор: nekojiru.

Можете назвать женщин-художниц XVII века вот так, без посторонней гугловой помощи? Да и никто из простых смертных, далеких от искусствоведческой специальности, не сможет. Потому что они малоизвестны. А произошло это по многим причинам: социальная роль женщины во все века не желала выпускать ее из лона семьи, получение качественного образования было осложнено или вовсе невозможно, а также многие работы женщин-живописцев были приписаны их коллегам-мужчинам.

Феде Галиция. Юдифь с головой Олоферна (автопортрет), 1596 год.
Феде Галиция. Юдифь с головой Олоферна (автопортрет), 1596 год.

Феде Галиция родилась в семье миниатюриста Нунцио Галиция. Ей посчастливилось писать на заказа портреты, создавать алтарные образы, но все же славу ей принесли натюрморты. Сегодня натюрмортов пруд пруди, но в конце XVI века такого жанра попросту не существовало. Свою легендарную корзину с фруктами Караваджо напишет несколько позже, чем датированы работы Феде Галиции.

Клара Петерс. Аллегория тщеславия (автопортрет), 1613 год
Клара Петерс. Аллегория тщеславия (автопортрет), 1613 год

Натюрморт, появившись в конце XVI столетия, быстро завоевал признание и стал необыкновенно популярен. Преимущественно в этом жанре работала голландская художница Клара Петерс.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи, 1630-е
Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи, 1630-е

Особо щедро награждена была художественным талантом Артемизия Джентилески. Но и невзгод на ее долю выпало немало, события ее жизни ярко демонстрируют отношение к женщинам в XVII веке. Артемизия была дочерью художника Орацио Джентилески, свой путь в живописи она, как водится, начала в мастерской отца. Когда юной художнице исполнилось 17 лет, ее отец нашел ей преподавателя - своего знакомого, коллегу, живописца Агостино Тасси. Тасси изнасиловал Артемизию, и отец подал на товарища в суд. Суду требовалось удостоверится, что Артемизия была девственницей, поскольку только в таком случае это деяние считалось преступлением и квалифицировалось как порча имущества. Началось долгое судебное разбирательство, во время которого Артемизия подвергалась публичному осмотру, пыткам, в итоге дело было выиграно - Агостино пожурили. Есть версии, что он официально был изгнан из Рима, но на деле продолжал жить и работать в Вечном городе. Опозоренную девушку надо было сбыть замуж, так что отец устроил ее брак с Пьерантонио Стиаттези. Брак продлился семь лет, после чего Артемизия покинула незадачливого супруга. А вот сама была более чем удачлива: она работала при дворе Козимо II Медичи, короля Филиппа IV Испанского, Карла I Английского и его супруги, королевы Генриетты Марии.

Джузеппе Гецци. Портрет Джованны Гарцони.
Джузеппе Гецци. Портрет Джованны Гарцони.

Не хочется обойти стороной еще одну художницу, писавшую в основном портреты и натюрморты. Джованна Гарцони родилась в семье венецианских ремесленников, ювелиров и художников. В Неаполе, куда художница перебралась вслед за братом, она знакомится с коллекционером и меценатом Касиано даль Поццо, который помогает ей найти влиятельных заказчиков, так Джованна оказывается при дворе Кристины Французской, пишет для влиятельной и известной семьи Медичи.

Джованна Гарцони. Портрет Кристины Французской, 1635 год.
Джованна Гарцони. Портрет Кристины Французской, 1635 год.
Юдит Лейстер. Автопортрет, 1630 год.
Юдит Лейстер. Автопортрет, 1630 год.

Где училась живописи нидерландка Юдит Лейстер, не известно, поскольку отец ее был пивоваром. На автопортрете, где она изобразила себя за работой, ей всего 21 год. Через шесть лет Юдит выходит замуж художника Яна Минсе Моленара и практически перестает заниматься живописью.

Мэри Бил. Автопортрет, 1666 год.
Мэри Бил. Автопортрет, 1666 год.

Дочь приходского священника, Мэри Бил, сумела сделать блестящую карьеру. Именно ее работа в качестве портретистки обеспечивала всю семью. Ее супруг, Чарльз Бил, торговец тканями, а по совместительству художник-любитель, взял на себя административные обязанности. Ей покровительствовал и высоко ценил ее творчество придворный живописец Питер Лели, сменивший на этом посту Энтони ван Дейка.

Элизабетта Сирани. Автопортрет, 1658 - 1660 гг.
Элизабетта Сирани. Автопортрет, 1658 - 1660 гг.

Элизабетта Сирани была дочерью художника, ученика легендарного Гвидо Рени. После того, как ее отец был вынужден из-за болезни уйти на покой, Элизабетта возглавила его мастерскую.

Мария ван Остервейк. Автопортрет, 1671 год.
Мария ван Остервейк. Автопортрет, 1671 год.

Ее называли королевой натюрморта, ее роскошные цветы восхищали современников. Мария ван Остервейк, дочь священника, обучалась живописи у Яна Давидса де Хема. Популярность натюрмортов и мастерство художницы привело к тому, что ее работы покупали многие европейские монаршие дома.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

Читайте также:

Женщины в искусстве. Возрождение