Найти тему
Мастерская "Калежа"

Суди о книге по обложке! О художественном переплете

Оглавление

Книги – поистине одно из величайших изобретений человечества. Книги способны научить нас самым разным вещам. Они могут поведать о событиях, произошедших столетия назад, или вовсе погрузить читателя в невероятные несуществующие миры. Книги завладевают нашим вниманием на многие и многие часы, повествуют бесконечное количество захватывающих историй…

Впрочем, наша сегодняшняя статья посвящена не содержанию, а форме. Натуральная кожа, металлические вставки, позолота – мастера способны превратить книжный переплет в настоящее произведение искусства! Богато украшенные тома, инкрустированные драгоценными камнями, стоят целое состояние. А в чем же заключается особенность этого ремесла? Давайте разберёмся.

В старинных переплетах есть своя магия
В старинных переплетах есть своя магия

Кодекс римских юристов

Твердый переплет появился на заре нашей эры. Самые древние сохранившиеся образцы относятся к концу III — началу IV века. Именно тогда в восточных провинциях Римской империи рукописи для защиты от повреждений начали переплетать в первые книжные издания – кодексы. Свою стойкую ассоциацию с законодательной сферой они приобрели потому, что широко использовались римскими юристами. По сравнению со свитками, подобный формат хранения отличался компактностью и удобством поиска нужной информации в объёмном тексте.

В VI-VII веке кодекс приобрел повсеместное распространение и завоевал статус основного книжного формата, став родоначальником художественного переплёта. При этом традиции оформления рукописных кодексов сильно повлияли на внешний вид печатных книг в целом.

Переплеты делились на несколько видов:

  • деревянные или глиняные,
  • обтянутые кожей или тканью.

Для украшения дорогих книг использовались слоновая кость, дубленая замша белого цвета, чеканка. Нередко композицию дополняли драгоценные металлы и инкрустированные в обложку камни. Книги тогда были рукописными, создавались в единственном экземпляре, потому имели колоссальную ценность. Самыми дешевыми считались деревянные переплеты.

В те времена основной массив работ переплетчиков составляли книги религиозной тематики. Это связано с тем, что переплетные мастерские существовали при крупных храмах и монастырях. Однако, помимо создания переплетов для церковных библиотек, они могли брать и светские заказы.

Из истории отечественного переплета

Первыми переплетчиками на Руси были монахи. «Они набожно облекали священные книги в работу «басменную и сканную», — писал Василий Андреевич Верещагин, известный знаток и ценитель книг.

Переплеты делились на окладные и обиходные, в зависимости от назначения книги:

  • Окладные деревянные переплеты обтягивались кожей и/или тканью (атласом, бархатом), украшались чеканкой, финифтью, драгоценными камнями или стразами. Обычно оклады можно было найти на литургических книгах. Самым ранним из них считается переплет Мстиславова Евангелия. Он был создан в XII веке в Константинополе, но по мере обветшания обновлялся русскими мастерами. В настоящее время эта книга хранится в московском Государственном историческом музее.
  • Обиходные переплеты выглядели гораздо скромнее. Их обтягивали кожей или холстом, а облагораживали минимальным количеством украшений: металлическими наугольниками, средниками, тиснением по коже.

Русское переплетное дело активно заимствовало техники и тенденции оформления у европейских соседей. Из своих поездок во Францию, Англию и Германию дворяне нередко привозили книги, а вместе с ними и новую переплетную моду. Много было в России и мастеров-иностранцев, привнесших свой вклад в развитие ремесла. Лучшими мастерами XIX века считались: Э. Ро, А. Шнель, В. Нильсон, О. Кирхнер, А. Петерсон.

К концу XVIII века в России сложился определенный тип дорогостоящего переплета в стиле «дворцовых библиотек»:

  • Он состоял из красного сафьяна или телячьей кожи, окрашенной под орех.
  • Был украшен золотым тиснением, которое использовалось в том числе для украшения корешка.
  • Форзац выклеивался мраморной бумагой.
  • В членениях между скрывающими швы валиками делались штамповые оттиски. Туда же заносились сведения об авторе, заглавие книги, номер тома.
  • Для выделения информации использовались контрастные кожаные наклейки. Например, зеленые на красном фоне или красные — на светло-коричневом. По ним и выполнялось тиснение.

Также продолжали формироваться новые типы и виды переплетов:

  • Полукожаный, он же переплет в корешок. Такой переплет имел обтянутые кожей углы, но крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки: «под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз».
  • Издательский картонаж, или переплет в папку. Это цельнокартонный переплет, который оклеивался одноцветной бумагой. На ней присутствовал печатный текст заглавия книги и выходные сведения.
Появление новых видов переплета было связано с тем, что книги становились гораздо доступнее. Теперь их производили в бОльших масштабах, чем раньше. Все больше людей могли позволить себе такое недостижимое ранее удовольствие. Однако, дорогостоящие эксклюзивные переплеты все еще оставались популярны.

К XX веку уже известные техники продолжали совершенствоваться и окончательно приобрели современные черты.

Переплет не только оберегает страницы от порчи. Он создает визуальный образ книги, как бы задает тон последующему ознакомлению с произведением. А приобретая художественный переплет на заказ, вы обеспечиваете эксклюзивность вашим книгам – других таких не найдешь!

В каталоге мастерской «Калежа» вы можете найти множество накладок на перелет, выполненных методом художественного литья. Также в нашем ассортименте есть замки для книг различных форм и размеров. Не переставайте читать, а мастерская «Калежа» позаботится о создании эксклюзивного образа любой книги!

На этой ноте мы прощаемся с вами. Спасибо, что дочитали до конца!