Найти тему
Антон Волков

Почему Сталин заключил пакт о ненападении с Гитлером. Вынужденная мера или сговор диктаторов?

Оглавление

При разговоре о победе советских войск во Второй Мировой войне, всегда найдется человек, который скажет: «А ведь это Сталин с Гитлером войну развязали. Заключили пакт о ненападении, напали на беззащитную Польшу с двух сторон». Эти слова предполагают равную вину СССР и Германии в начале войны. Однако такая точка зрения довольно поверхностна, поскольку решение Сталина, приведшее к пакту Молотова-Риббентропа (тот самый, о ненападении) было результатом напряженной политической игры. И результат этот мог быть совсем другим, сложись события иначе. Давайте взглянем на факты, изложенные в книге американского репортера Уильяма Ширера «Взлет и падение Третьего Рейха», чтобы понять природу этого договора. Автор книги жил и писал во времена как раз Третьего Рейха, к тому же он гражданин Америки, поэтому в предвзятости его упрекнуть нельзя. Итак, начнем.

Польша - метания красного орла

В 1934 году глава Польши Йозеф Пилсудский (в центре слева) посетил лекцию министра пропаганды нацистов Йозефа Геббельса. Втайне немцы уже тогда хотели захватить Польшу
В 1934 году глава Польши Йозеф Пилсудский (в центре слева) посетил лекцию министра пропаганды нацистов Йозефа Геббельса. Втайне немцы уже тогда хотели захватить Польшу

То, что у немцев было презрительное отношение к Польше в то время - это еще слабо сказано. «Существование Польши непереносимо и несовместимо с условиями существования Германии» - так говорил генерал фон Сект еще в 1922 году. А это были относительно мирные времена! Во многом, Польшу не любили из-за того, что Данциг (бывший прусский город) был закрыт от остальной страны польской территорией. Также полякам отошло немало немецких территорий после Первой Мировой, как например, Познань и Поморье. Неудивительно, что Гитлер точил на нее зуб.

Самое интересное, что Польша с 1934 года поддерживала Германию на политической арене. Положение страны на географической карте всегда было несладким: с одной стороны Россия, с другой Германия. Надо кого-то задабривать, а то нападут и завоюют. Обычно задабривали немцев. Вот вследствие такого задобрения Польша закрыла глаза на аннексию Чехословакии (и даже прибрала чуток территории сама). Впрочем, мир длился ненадолго. Когда у ее границы начали скапливаться большие войска, посол Польши засобирался в Англию искать защиты.

21 мата 1939 года в Англии заговорили о коалиции против Гитлера: туда бы вошли Англия, Франция, Польша и Россия. Но против участия России высказались как англичане, так и поляки. Ни те, ни другие не доверяли русским. В итоге англичане пообещали прийти полякам на помощь, если немцы на них нападут. Это было громкое обещание, учитывая, что раньше англичане при том же договоре оставили Чехословакию на растерзание Гитлеру. Но на том дело и оставили.

Советский союз - рука помощи

Уже после захвата Чехословакии Сталин вышел на контакт с англичанами по поводу создания антигитлеровской коалиции
Уже после захвата Чехословакии Сталин вышел на контакт с англичанами по поводу создания антигитлеровской коалиции

Сталин, впрочем, воевать с Германией совсем не хотел. Вскоре после захвата им Чехословакии - 15 марта 1939 года - Советский Союз предложил Западу создать коалицию против Гитлера. Но созыв конференции по миру англичане назвали «преждевременным». В тот момент они не понимали, что без России в случае войны им будет очень тяжело остановить немцев - слишком мало было у них сил.

Видя постепенное усиление Германии, Сталин хотел четкого ответа: будет ли Англия с ними сотрудничать. Советский лидер даже сменил министра иностранных дел Литвинова на более приближенного к нему Молотова, чтобы лучше держать руку на пульсе ситуации. Новое предложение о военном союзе 16 апреля было снова отвергнуто, и Сталин уже начал присматриваться к Германии. О прямом заключении каких-то договоров речи не шло, так как Германии в СССР доверяли еще меньше, чем Англии.

Немцы тоже постепенно стали приходить к идее мирного договора с Советским Союзом и стали прощупывать почву. По сути, это была гонка на время: кому удастся быстрее втянуть СССР в свою зону влияния.

Качели перед пактом

Историческое подписание договора о ненападении между двумя странами предваряли долгие политические игры, в которых маятник мог качнуться в любую сторону
Историческое подписание договора о ненападении между двумя странами предваряли долгие политические игры, в которых маятник мог качнуться в любую сторону

Дальнейший ход событий выглядит примерно так:

  • 14 июня англичане послали в Москву на переговоры сотрудника посольства Уильяма Стрэнга, который по сути был никем. Отправление сотрудника низкой должности говорило о приоритетах английского руководства - на договор им было особо все равно. В результате он часто не мог выйти на контакт с вышестоящим руководством и добиться успехов ему не удалось.
  • Англичане и французы активизировались еще раз чуть позже. Они согласились выработать с СССР штабную конвенцию о поведении в случае войны. Но во время переговоров 23 июля стороны не смогли договориться о термине «косвенная агрессия». Россия понимала этот термин широко и готова была вступить в войну, даже если Германия захватит маленькие страны, вроде прибалтийских. Англичанам это не понравилось. Также советская сторона хотела знать конкретные цифры по вооружению, а для англичан это была военная тайна.
  • Немцы, в свою очередь, пытались охмурить советских послов во время их визита 26 июля: устраивали им шикарные обеды в ресторанах в Берлине и всячески давали понять, что на Восток они не пойдут, а их цель - Англия.
  • Пока англичане тянули, немцы действовали. 3 августа Посол Германии в СССР Шуленберг дал понять Молотову, что немцы хотят союза с Россией. Молотов был осторожен и прямо сказал, что намерения Германии неясны (так как они заключили договор с антисоветской Японией, также были в составе антикоминтерновского пакта). Но в конце концов, 23 августа в Москве был подписан договор, изменивший ход мировой истории - пакт Молотова-Риббентропа. И на это в конечном счете было три причины.

Почему СССР подписал пакт о ненападении с Германией

Причина 1. Пассивность западных демократий

СССР находился в тяжелом положении в тот момент. Сталин пытался наладить контакт с Францией и Англией, но бесплодность попыток заставляли его думать, что Запад просто хочет натравить Германию на русских. Лучше всего об этой ситуации сказал он сам в разговоре с Черчиллем в 1942 году, когда война была уже в самом разгаре:

«У нас сложилось впечатление, - рассказывал Сталин, - что правительства Англии и Франции не решатся вступить в войну в случае нападения на Польшу, но при этом они полагают, что политическое единство Англии, Франции и России сможет сдержать Гитлера. Мы были уверены, что этого не случится. «Сколько дивизий, - спросил Сталин, - сможет мобилизовать Франция против Германии?» Ответ был: «Около ста». «А сколько пошлет Англия?» Ответ был: «Две, а позже еще две». «А! Две, и позже еще две, - повторил Сталин, - А знаете, сколько дивизий придется выставить на русском фронте, если мы вступим в войну с Германией?» Последовала пауза. «Более трехсот»».

С Черчиллем Сталин нашел общий язык гораздо быстрее, чем с его предшественником Чемберленом. Только пришел Черчилль, увы, уже после начала войны
С Черчиллем Сталин нашел общий язык гораздо быстрее, чем с его предшественником Чемберленом. Только пришел Черчилль, увы, уже после начала войны

Причина 2. Упрямство Польши

На одном из последних совещаний между СССР и англо-французской стороной обсуждали вопрос, согласится ли Польша пропустить через свою территорию советские войска. Иначе с немцами им было не сразиться, начнись война. Вопрос был по делу: было понятно, что Польша не в состоянии сама сражаться с немецкими войсками. Логичным шагом было допустить на свою територию советских солдат. Англичане тоже это понимали и всячески пытались убедить польского министра иностранных дел Бека принять это предложение. Министр иностранных дел Франции Бонне так описал ситуацию:

«Произойдет катастрофа, если из-за отказа Польши сорвутся переговоры с русскими. Поляки не в том положении, чтобы отказываться от единственной помощи, которая может прийти к ним в случае нападения Германии. Это поставит английское и французское правительства почти в немыслимое положение, если мы будем идти воевать за Польшу, которая отказалась от этой помощи».

Но Польша горделиво отказалась пропускать советские войска. Они не могли даже помыслить пустить русских на свою территорию.

«Бей большевика» - таков был лозунг во время польско-советской войны 1920 года. Отразив нападение большевиков, гордые поляки не могли уже просто так пустить русских солдат на свою территорию
«Бей большевика» - таков был лозунг во время польско-советской войны 1920 года. Отразив нападение большевиков, гордые поляки не могли уже просто так пустить русских солдат на свою территорию

Причина 3. Страх нападения со стороны Германии

Можно поспорить, что советские дипломаты лавировали и втайне желали раздела Польши с Гитлером, прикрываясь мирными целями. Мы ведь знаем, что они вели одновременно переговоры и с Англией, и с Германией (втайне от тех и других). Но это едва ли был злой умысел, а скорее именно колебания. Молотов принял предложение Риббентропа о подписании пакта 15 августа. Это «точка невозврата», когда о договоре с немцами уже точно было решено. Вышеописанные переговоры с англичанами о «польском вопросе» велись до 14 августа. Следовательно, советское правительство колебалось, решая, в какую сторону склониться.

В этой ситуации союз с Германией был меньшим злом - скорее всего, Сталин понимал неизбежность войны с Гитлером, но хотел с помощью договора о ненападении отсрочить ее. Будь Англия, Франция и Польша сговорчивее, удели они переговорам с СССР больше внимания, вполне возможно, история повернула тогда в иное русло. Тем более, что советские дипломаты охотно шли на контакт и были заинтересованы в том, чтобы сплотиться с другими странами против Гитлера. Однако гордость поляков, пассивность англичан и напор Гитлера привели к усугублению ситуации в Европе в тот момент.

Статья была написана на основе данных из книги «Взлет и падение Третьего Рейха» американского журналиста Уильяма Ширера. Я крайне рекомендую ее к прочтению, если вы интересуетесь тематикой Второй Мировой
Статья была написана на основе данных из книги «Взлет и падение Третьего Рейха» американского журналиста Уильяма Ширера. Я крайне рекомендую ее к прочтению, если вы интересуетесь тематикой Второй Мировой

Данная статья не носит целью оправдание действий советского руководства. В долгосрочной перспективе пакт (и особенно секретная его часть о разделе территорий Восточной Европы) действительно привел к началу войны, и к 1941 году, когда Гитлер пошел на СССР, отсрочка не особенно-то помогла Сталину. К тому времени Европа уже стояла на коленях, а немцы собрали внушительную армию. Однако факт остается фактом: СССР, в отличие от Германии, не жаждал войны. Все говорит о том, что Сталин в меру возможностей пытался ее предотвратить.

Другие статьи на тему Второй мировой:

Почему Гитлер так легко взял Австрию и Чехословакию

Почему Гитлер стал канцлером?

О чем был «Майн Кампф» и почему на книгу закрыли глаза?

***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.