Когда вы учились в школе, наверняка там был такой парень, который на всех задирался. Учителя таких стараются приструнить, если, конечно, не боятся сами. А если боятся? Или боятся не его, а конфликта, в принципе? Вот и приструняют такие учителя не самих задир (потому что духу не хватает поговорить с ним), а тех, на кого они накидываются - сирых и убогих, которые и ответа толком дать не могут. Им учитель говорит не трогать задиру, и в итоге число угнетенных в школе растет. Так будет продолжаться, пока не найдется задира посильнее или из хлюпиков не сколотится банда, способная дать отпор. Только в таком случае они уже всю школу разнесут.
Это, конечно, аналогия. Нечто подобное произошло в Европе в 1930-х годах. Школьные учителя, читай Франция и Англия, в своих стремлениях задобрить нагулявшего аппетит Гитлера, отдали ему поочередно Австрию, Чехословакию и Польшу. А когда спохватились, то оказалось уже поздно.
Разрывая Версальский договор
Англия и Франция были сторожевыми псами Европы того времени. Выиграв Первую Мировую, они держали Германию на коротком поводке репараций, за что их ненавидели практически все немцы. Страна переживала кризис власти, кризис экономики и кризис духа. Злой гений Гитлера возложил вину за все на англичан и французов. Он хотел освободиться от оков Версальского договора и отомстить тем, кто опустил Германию на колени.
Конечно, напрямую он сделать этого не мог. Надо было изворачиваться. В речи на Лиге Наций он заявил, что желает только мира с другими народами, но в то же время напомнил, что у них есть оружие, а у Германии нет. На это заявление никто особо не обратил внимание, хотя оно было чистой ложью - Германия втайне накапливала вооружение. Создание армии и флота было прямым нарушением Версальского договора. Гитлер старался это скрыть, а сам призывал разоружаться другие страны. Поскольку Англия и Франция не желали так быстро сокращать свое вооружение, Гитлер использовал это как предлог для выхода из Лиги Наций. Соответственно, теперь никто ему ничего не мог сказать насчет разоружения, даже если бы оружие в Германии нашли. Это был рискованный ход, но Гитлер угадал верно: инертные и пассивные страны Европы ничего не стали делать.
Ничего не делали и впоследствии во время оккупации зоны вдоль Рейна. Гитлер увидел это нежелание действовать со стороны своих оппонентов и стал ковать железо, пока горячо. Шаг за шагом он прибирал к рукам соседние территории, попутно наращивая военную мощь.
Шушниг сдает Австрию
Впрочем, Австрию - родину Гитлера - взяли без применения силы. Партия нацистов в Австрии начала самый настоящий террор в стране. Они собирались устроить настоящее восстание, а когда Курт фон Шушниг (тогдашний канцлер Австрии) применил бы силу, в страну вошли нацисты уже Германии, чтобы сместить правительство. Такая вот многоходовочка. Этот план был раскрыт после рейда на штаб-квартиру нацистов в Вене, но у Гитлера были другие идеи.
Он предложил Шушнигу встретиться с ним у него дома, чтобы обсудить будущее двух стран. При встрече Гитлер выдвинул ему настоящий ультиматум - страну фактически надо было передать нацистам. Если Шушниг не сделает это добровольно, то Гитлер введет войска. Это было почти бандитское запугивание, да к тому же блеф - на самом деле войск, достаточных для захвата страны, у Гитлера не было. А если бы еще вмешались Франция и Англия…
Но Шушниг испугался и подал в отставку. Он не хотел предавать страну, но и воевать тоже не хотел. После катавасии у власти, когда никто не знал, что делать, но и воевать не хотел, Гитлер въехал в страну со своими неподготовленными отрядами. Его встретили на удивление радушно и после референдума Австрия стала немецкой. Вроде бы все мирно, да? Но куда хуже пришлось Чехословакии.
Преданная Чехословакия
Размяв мускулы с Австрией, Гитлер куда серьезнее стал готовиться к захвату Чехословакии. Там жил уже славянский народ, так просто как с родными ему австрийцами не получилось бы. Да еще Франция с Англией начали выходить из спячки: «А? Что? Австрии больше не стало? Надо глянуть, че там этот Гитлер творит».
Предлог захвата был следующий: судетские немцы, составлявшие немалую часть населения страны, притесняются правительством. Германии надо срочно вмешаться и помочь им. Тем временем, нацисты уже втайне организовали в Чехословакии свою партию и готовили почву для расшатывания обстановки. Далее Гитлер стал потихоньку подтаскивать к границе войска. Чехи, впрочем, оказались не из робкого десятка и подогнали к границам свои войска. Задире решили дать ответ!
Гитлер опешил от такой наглости, но тут вдруг ему помогли… Англия и Франция. Да-да, они поступили как те самые боязливые учителя из нашего вступления. Они очень не хотели всеобщей европейской войны, которая наверняка бы началась после столкновения чехов и немцев. Почему? У чехов были договоренности с англичанами и фарнцузами о том, что те помогут им в случае войны. Естественно, проливать кровь за чехов никто не хотел. Вот и начали лидеры этих стран обивать порог Гитлера, прося его прекратить свою агрессию.
Ему пообещали судетскую область, но втайне Гитлер хотел захватить всю Чехословакию. Судьба оставленной на произвол страны решилась в Мюнхене, куда даже разрешили приехать послам от нее. Впрочем, на их слабые попытки отстоять независимость никто не обратил внимания. Послы Франции и Англии Даладье и Чемберлен подписали договор, и Судеты стали немецкими. Захват всей Чехословакии был вопросом времени: Гитлер осуществил это вскоре после Мюнхена.
Самое ироничное во всем этом было то, что Судеты были самой развитой индустриальной зоной Чехословакии. То есть, Германия получила доступ к огромным ресурсам, которые позже употребила для войны. Вот так европейские страны подписали в Мюнхене самим себе смертный приговор.
Как не надо обращаться с задирами
Гитлер наглел все больше и больше после своего прихода к власти, а его наглость только поощрялась. Дай только кто этому задире пинка под зад, и, возможно, Второй мировой бы просто не состоялось. Но на аншлюс Австрии никто не обратил внимания, Чехословакию отдали на блюдечке, потому что боялись войны. Она в итоге все равно случилась, только гораздо масштабнее и кровавее, чем то, что могло произойти. Лидеры тогдашних Франции и Англии могли легко остановить поступь Гитлера на этом этапе (войск у него особо не было), но в итоге побоялись задиру.
Очень точно описал тогдашних лидеров этих стран итальянский министр иностранных дел Галеаццо Чиано: «Эти люди сделаны из другого теста, чем их фрэнсисы дрейки и другие блистательные авантюристы, которые создали империю. Это - просто утратившие вкус к жизни сыновья многих поколений богачей, они растеряют свою империю».
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.