Волжский автомобильный завод не часто радует покупателей новыми моделями. Мало кто знает о том, что конструкторами предприятия был создан ряд уникальных машин. При создании модели, о которой сегодня пойдёт речь стояла задача разработать более современный и комфортный "народный" автомобиль на замену устаревшей "классике".
Работа стартовала в начале двухтысячных годов. ВАЗ-2151 создавался под руководством нового главного дизайнера Евгения Лобанова в дизайн-центре предприятия. Первое название проекта "Стрежень" впоследствии от этого названия решили отказаться в пользу названия "Неоклассика", которое отражает суть проекта.
Эта идея получила отражение и в дизайне. Планировалось вернуться к круглым фарам как в первой модели "Жигулей". Был изготовлен макет в масштабе 1:5. Однако руководство не одобрило этот вариант. Планировалось создать автомобиль в кузове универсал, а после популярный в России кузов седан. Впервые этот проект был продемонстрирован на международной автомобильной выставке, проходившей в Москве в 2002 году. Где мог привлечь к себе большое внимание.
Выставленный автомобиль представлял собой ходовой макет. На его создание ушло около семи месяцев. Внешние панели были изготовлены из стеклопластика. Ради выставки пришлось поспешить. В конечном итоге работа была завершена буквально за два-три дня до мероприятия. Несмотря на сжатые сроки, автомобиль был собран очень качественно и выглядел как готовый автомобиль.
В новом автомобиле было использовано большое количество серийных узлов и агрегатов, с целью снизить расходы на создание авто. Силовой агрегат достался от свежей на тот момент модели Шевроле-Нива. Объём мотора 1,7 литра. Мощность инжекторного двигателя равна 85 лошадиным силам. Коробка переключения передач также досталась от Нивы с небольшими доработками.
Силовой агрегат крепится на подрамнике. На нем также расположился реечный рулевой механизм. Такое расположение положительно сказывается на управляемости. Кроме того, планировалось уже в базовой комплектации устанавливать электроусилитель руля. При создании передней подвески было принято решение использовать МакФерсон. Задняя подвеска представляет собой цельный мост, установленный на рычагах с тягами типа Панара.
Такая конфигурация узлов и агрегатов позволяла автомобилю разгоняться до 165 километров в час. При этом даже на высокой скорости машина имела хорошую управляемость. "Неоклассика" длиннее своего предшественника ВАЗ 2104 (Универсал) на 20 сантиметров. Также увеличилась ширина на 6 сантиметров до 1680 мм.
Машина позиционировалась как "Универсал повышенной вместимости". Высота машины относительно предшественника выросла на 92 миллиметра и составила 1535 миллиметров. Масса авто выросла всего на 60 килограмм до 1120 килограмм. Дорожный просвет составил 16 см.
Багажное отделение получилось очень вместительным. Его объём составляет 500 литров против 375 литров у ВАЗ 2104 (Универсал) и 450 литров у ВАЗ 2111. Кроме того, имеется возможность сложить сидения, что значительно увеличивает объём багажника. На заднем сидении хватит места для трёх человек.
В салоне большое количество деталей созданных специально под этот проект. Некоторые элементы были заимствованы у автомобиля "Калина", над которым в тот момент шла активная работа.
Проект "Неоклассика" смог привлечь к себе внимание, как журналистов, так и потенциальных покупателей. После запуска в производство машины должны были получить новый индекс для седана 2170 и 2171 универсал. По расчётам планировалось выпускать более 100 тысяч машин в год. Автомобиль должен был стоить всего около 4000 долларов.
Чтобы удержать такую цену проект создавался под линию, на которой производились классические модели. Однако это могло негативно сказаться на качестве продукции.
Кроме того, у предприятия не хватало средств на реализацию идеи, а привлекать инвесторов в проект, созданный на базе старых агрегатов, и устаревшей линии было неоправданно. Кроме того, готовилась к запуску "Калина".
Запуск "Неоклассики" планировался на 2006 год. К сожалению, планам было не суждено сбыться. Проект был закрыт. Очень жаль ведь автомобиль и сегодня выглядит достаточно актуально.