Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает всё множество вещей.
Регулярно с мест поступают пожелания узнать про разное чисто китайское экзотическое холодное оружие. Почему-то у наших соотечественников сложилось впечатление, что именно Дальний Восток родина всяческих там извратов на тему "чем же еще можно уконтрапупить ближнего своего". Но достаточно проехаться по арсеналам-музеям мира, да хотя бы и Западной Европы, то быстро понимаешь - воображение у нашего вида просто прекрасное! Если надо кого-то уестествить так, чтобы было устрашающе и безвозвратно.
Однако, экзотика - экзотикой, но в развитых цивилизациях постепенно выстраивалась вполне логичная система вооружения. Речь, конечно, идет про армейское. Оно по определение требует некой унификации. Замечу, китайцы пришли к этому пониманию достаточно рано, одной из важных "фишек" военных преобразований легистов была именно стандартизация и унификация оружия, методов и мест его производства. Именно это позволило создать для Цинь Шихуан-ди армию, впервые объединившую Поднебесную в Империю.
Сложившаяся в древние времена концепция вооружения - типичная для нашего мира, она определяется дистанцией поражения.
Тогда, да и во многом это сохраняется и сейчас, а раньше их было четыре.
Первая, дальняя дистанция, предназначалась для метательного оружия. В Китае это традиционно были лук и арбалет.
Практически никому не ведомо, что китайцы в совсем уж Древние времена изобрели ... арбалет, оружие забытое и легендарное!
Основой пехотного вооружения был арбалет шэньбину (神臂弩 shénbìnǔ) тетива которого натягивалась при помощи ног. Причем были даже многозарядные самострелы, практически прообраз систем залпового огня.
Однако бурное развитие конницы изменило тактику и вооружение, и пехотный арбалет с первых мест вытеснил лук.
Вторая дистанция отводилась длиннодревковому оружию. В разные эпохи по разным причинам в китайской армии использовали самое разное оружие. Сперва был клевец-гэ, но у него были и некоторые ограничения в возможностях, и также он требовал достаточно продвинутых навыков фехтования. С появлением массовой пехоты из крестьянских рекрутов его постепенно вытесняет копье. Именно оно становится на многие века основой и - вершиной владения оружием, несмотря на кажущуюся бедность основной техники. Ведь там всего три элемента! Но здесь надо не забывать простую идею этого оружия - удерживать противника на расстоянии от своего строя. Хотя бы ту же конницу, защищая задние шеренги лучников.
Интересно, что в рамках китайской культуры развилось несколько разновидностей этого вида вооружения, отличавшихся, например, материалом изготовления и техникой использования в бою. Хотя у нас большинство ушуистов знает лишь про цян (枪 qiāng), историческая реальность гораздо интереснее! Но про это - в другой раз.
Третья дистанция - дистанция ближнего боя. Тут основой было клинковое оружие. Сперва тут безраздельно властвовал обоюдоострый меч-цзянь, рожденный для убийства и исключительно злобный, коварный и крайне опасный. Он заслуженно считался красивейшим из ста видов оружия, но со временем из оружия, он становится неотъемлемым составляющим этикета и ритуала в различных церемониальных и религиозных актах, получив даже своё божество-покровителя. В наши спокойные и мирные дни его редко кто берет в руки для боя, но он продолжает свою многолетнюю службу уже для того, чтобы занимающиеся с ним могли поправить своё здоровье.
Кстати, меч-цзянь считался еще одним из "четырех сокровищ зала боевых искусств", однако с развитием конницы его уверенно задвигает на вторые роли однолезвийный клинок-дао, который не зря именовался полководцем ста видов оружия и успешно использовался китайцам вплоть до Второй Мировой войны включительно!
Четвертой была ситуация, когда воину требовалось оружие последнего шанса. В этой роли часто выступал нож. Вот что рассказывает Илья Профатилов:
Утилитарный "короткий" нож - это маньчжурский боевой, охотничий и столовый ножик "селеме", обычно длиной от 40 до 50 см. Вот именно такую малютку мастер Сю Куньшань (1864-1947) всегда носил в фетровом сапоге, когда путешествовал по провинции Шаньдун. Техника метания этого ножа присутствует в формe фехтования с саблей "ланьмэньдао" (拦门刀) и кулачных формах "кайлуцюань"(开路圈) и "чачуй"(插捶) нашей школы мэйхуатанланмэнь.
Принято считать, что именно в этой категории и появляются различные интересные китайские хитроумные поделки. Они обычно именуются оружием скрытого ношения. О подобных примерах мы уже здесь рассказывали, китайцы много чего выдумали. Например, вот статья про "парфянскую иглу", которую правильнее отнести уже не к оружию самозащиты, но уже к средствам для убийства тайком и неожиданно. Разумно было бы их выделить в отдельную категорию, вне стройной армейской иерархии.
Однако, есть еще пятая категория. Это логично, ибо китайцы не любят четверку из-за омофоничности со словом "смерть". Это категория подразумевает использование повседневных бытовых предметов в качестве оружия в ситуации, когда настоящего оружия в момент внезапной опасности по какой-либо причине не оказалось под рукой:
Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое.
Надо отметить, что такой подход был свойственен не только китайцам. Он вполне разумен, ибо даже профессиональные воины не всегда могут быть при оружии. И орудием убийства может быть что угодно!
... да царит в зале и ни единый клинок да не будет обнажен, кроме как для того, чтобы разрезать угощение; рубленая же рана, либо колотая, либо всякая иная кровоточащая рана, нанесенная одним человеком другому, будь то пивной кружкой или мясной костью, ковшом или кулаком, будет приравнена к настоящему убийству и кощунству против Христа и невозместимому деянию, виновный в коем с камнем, привязанным к шее, будет утоплен в глубоком месте.
Поэтому в стандартный и общеизвестный китайский оружейный канон-энциклопедию из 220 видов оружия, кроме лука со стрелами, алебард да копий, мечей и топоров, метательных, кухонных и засапожных ножей включены также:
- веник для подметания;
- палочки для еды;
- опахало;
- веер;
- мухобойка;
- корзинка плетеная;
- тапки тряпичные;
- трубка курительная;
- скамейка;
И многое другое. Конечно, есть там и совсем экзотические образцы. О них мы обязательно поговорим в следующих статьях. Но важно не это.
Важно было владеть основными видами. Это были копье и шест, цзянь и дао, гибкое и метательное оружие. Полученные навыки, в сочетании с безоружными техниками, давали понимание доступных действий с учетом формы/габаритов и убойных возможностей различных предметов, выстраивали культуру движений и в итоге позволяли использовать любую вещь в качестве временной замены оружию.
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб