Найти в Дзене
Журнал "Параллель"

Метротрам-необычный транспорт в Волгограде

Оглавление

В Волгограде есть уникальный и единственный вид транспорта-подземный скоростной трамвай. Такой такой есть еще на Украине, в Кривом Роге.

Метротрам-гибрид метро и скоростного трамвая.

Данный вид скоростного трамвая, который ездит под землей, построили еще в советское время в Волгограде.

Станция Пионерская, расположена на эстакаде над поймой реки
Станция Пионерская, расположена на эстакаде над поймой реки

Городу нужно было метро, но по численности населения Волгоград в те времена не дотягивал до того, чтобы в нем построить метро, поэтому, решили построить подземные пути, но пустить по ним обычный трамвай.

Строили метротрам с дальнейшей целью переделать его потом в метро.

Изначально планировалась, что стройка метротрама займет всего 4 года и 7 месяцев, но она длилась 8 лет на то было несколько причин:

  • слишком близко находились грунтовые воды и тоннели пришлось копать и укреплять дольше запланированного.
  • строительство осложняли неразорвавшиеся снаряды и мины времен ВОВ.

Основные несущие конструкции станций запроектировали сразу из сборного и монолитного железобетона, тоннелей – только из сборного. Строили снова по типу метрополитена, но при этом пассажирские платформы сделали только боковыми, поскольку двери в трамваях расположены справа.

Технологические документы 70-х годов.  Источник фото : bloknot-volgograd.ru
Технологические документы 70-х годов. Источник фото : bloknot-volgograd.ru

Подземные станции закладывались с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: при проектировании учитывалось, что если построят метро, то платформы можно поднять до уровня платформ метрополитена , а также использовать пути метротрама.

Чтобы на платформах в зимнее время не образовывалась наледь на платформах из-за холодного воздуха в тоннелях, решено было сделать так, чтобы он при поступлении к станциям прогревался.

Но ничто не бывает вечным, как временное решение проблемы-метротрам в Волгограде действует до сих пор и его собирались даже достраивать.

Метротрам строили поэтапно, планировалось построить в три очереди.

1. Первоначально протяженность подземного участка метротрама была – 3,34 километра, а подземных станции всего 2, линия должна была справиться с перевозкой пассажиров до 30 тысяч человек в час. Вместе с наземными станциями участок метротрама составлял 13, 5 км.

2. Сразу после запуска в 1985 году началось строительство второй очереди СТ. Из-за объективных условий — заморозки проекта в перестроечные времена на строительство ушло уже не 14, а более 25 лет. Сами помните, какие были времена-конец 80-х-начало 90-х годов, денег в бюджете любого города было мало, заводы закрывались..

Строительство метротрама продолжилось в 2000-е годы и 1 декабря 2011 года состоялся запуск второй очереди скоростного трамвая.

Подземный участок второй очереди уже составил 3,8 км, было построено
3 станции. Подземные тоннели уже не скрещивались между собой, а пути были рассчитаны на вагоны с двухсторонним расположением дверей и кабинами управления по обоим концам для возможности реверсивного движения на конечной станции «Ельшанка».

-3
Маршрут начинается от разворотного кольца на стадионе «Монолит» в Краснооктябрьском районе, минует разворотное на площади Чекистов, следует через «Профсоюзную», «ТЮЗ» и заканчивается на «Ельшанке» в Советском. Сейчас в Волгограде это последняя станция метротрама.

2. В 2013 году был заказан масштабный проект, предполагающий строительство третьей очереди скоростного трамвая. Потратили 400 млн. рублей на геодезические изыскания и составление документации. Весной 2014-го года городские власти планировали проект завершить, а затем под готовую документацию привлечь федеральные деньги, но планируемое строительство в 2016 году третьей очереди так и не началось. Местные власти предпочли развивать в Волгограде другие виды транспорта.

Сейчас общая линия СТ «ВГТЗ — Ельшанка» имеет 17,3 км в длину, из них под землёй — 7,1 км.

Трамвайные линии соединяют пять районов Волгограда из восьми, связывая тем самым практически весь город единой сетью общественного транспорта.

Маршрут следования скоростного трамвая составляет более 17 километров (протяженность линий под землей 7,1 км.) , разбит на 22 станции, причём шесть из них, интересных также и с архитектурной точки зрения, располагаются под землей. Одна станция расположена на эстакаде.

Станция площадь Ленина-одна из старейшин станций, построенная в первую очередь. Также были построены станции

Станция Площадь Ленина, источник фото: /knl-1983.livejournal.com/29206
Станция Площадь Ленина, источник фото: /knl-1983.livejournal.com/29206

Пока не охвачено подземным видом транспорта еще три района города, но скорей всего достраивать метротрам не будут: в Волгограде за последние годы закрыли несколько троллейбусных и трамвайных маршрутов.

Возможно, метротрам тоже скоро уйдет в историю, как самый необычный подземный транспорт.

-5

Ну а пока, метротрам пользуется в Волгограде у туристов: необычно спустится в подземную станцию и увидеть вместо поезда обычный трамвай.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | СТРАНИЦА В FACEBOOK | МОЙ YOUTUBE

-6

Еще статьи: