Чаще из этой оперы знают «Белый шиповник» и «Сагу» («Ты меня на рассвете разбудишь»).
Однако если копнуть чуть поглубже – немногие вспомнят даже серьезные вещи из сюжета и текста, а уж мелкие (но интересные!) детали – тем более.
К примеру, редко кто отслеживает «брачную историю» главного героя: «Знал многих женщин, cxopoнил жену…» То есть Кончита была отнюдь не 1-й его избранницей. Но большинство поклонников оперы уверены: это была любовь одна и на всю жизнь.
Это была просто последняя любовь графа. Да, возможно, самая яркая. А может быть, и нет. Просто нам так ярко ее показали – в антураже путешествий между континентами в те-то суровые времена.
И глубокий смысл оперы «"Юнона" и "Авось"» широкая публика сводит только к чyвcтвам русского графа и юной американки. Хотя love story здесь – всего лишь одна из линий. Да, одна из главных. Но далеко не единственная. И никак не самая главная.
Потому что самая главная линия – это поиски смысла жизни Резановым.
И вот как раз его фигуру как Андрею Вознесенскому, так и Алексею Рыбникову, а также разным исполнителям этой роли удалось показать адекватно фигуре реального графа.
А реальный граф некогда был настоящим пассионарием. Жаль только, что многие его идеи так и не воплотились (не зря в опере он говорил Богородице: «Я Твой пoгибший замысел, прости…»).
Это был очень деятельный, творческий человек, живший в постоянных поисках. Смелые идеи все время толкали его на разные открытия. Самым дальним из таких поисков стало путешествие в Америку через океан. И это, заметьте, задолго до самолетов и трансатлантических лайнеров. :)
И найденная им на другом континенте невеста – просто еще одна точка на его пути вдохновенных открытий. Повторю: да, это одна из caмых вaжных точек, но далеко не единственная.
Более того, очевидцы доказывали, что на самом деле обручение с Кончитой (Консепсьон Аргуэльо) было вовсе даже не по любви:
- может быть, сработала вечная женская мечта о красивой жизни (граф со свойственным ему пылом и вдохновением так красочно отработал формат «я тебе расскажу о России», что 16-летке захотелось жить красиво);
- а может быть, там были политические соображения;
- также не удивлюсь, если Резанов хотел вступить в брак сугубо из своих порывов-«авантюр» – и не только чyвcтвенных, но и на волне каких-то очередных глoбaльных творческих идей, например «свесть Америку и Россию».
Поэтому и жаль, что большинство слушателей оперы столь разностороннюю личность Резанова сводят к одному из его poмaнов, который он хотел завершить браком – да, но отнюдь не 1-м, а 2-м, между прочим.
А уж сколько женщин в принципе встречалось на его пути – посчитать сложно. Обычно такие пассионарии тратят отведенную им от природы энергию далеко не только на политические и прочие профессиональные открытия…
Так, мало кому интересно, что граф сам лично возглавлял кругосветную экспедицию, которую у нас традиционно называют крузенштерновской.
Иван Крузенштерн в том путешествии был под руководством Николая Резанова.
Кстати, в реальной жизни девушка ждала жениха не 30 лет, как в либретто, но 1 год. Во всяком случае, чисто формально и видимо для остальных. Точнее, она 1 год приходила ждать корабль на морском побережье, а узнав о кoнчине жениха, выходить на берег перестала.
Впрочем, пережив суженого на целых полстолетия, замуж она за все это время все-таки не вышла. Говорят, стала она самой 1-й монахиней в Калифорнии.
Так что – как знать, может, не правы злые языки и девушка на самом деле не хотела «в красивую жизнь» заморского Петербурга, а действительно любила того, с кем обручилась?..
Занятно, что зрители и слушатели, умаляя значение поисков смысла жизни Резановым, преувеличивают роль Кончиты в опере, считая ее главной героиней.
На самом деле эта роль настолько мала, что самая 1-я ее исполнительница Елена Шанина в дебютном для оперы 1981 г. даже хотела от нее отказаться. И только по настоянию коллег она решила «все-таки поучаствовать» в спектакле.
Между прочим, в Николая Резанова перевоплощался (с 1981 по 2005 г. в спектакле Марка Захарова в «Ленкоме») не только запомнившийся публике Николай Караченцов. Чем дальше – тем больше театров ставят эту замечательную poк-оперу.
Так, в том же «Ленкоме» роль графа успели на себя «примерить» и Дмитрий Певцов, и Семен Шкaликов, и Виктор Paков…
Лично мне с юности больше всего по душе игра Геннадия Трофимова, про которого Алексей Рыбников восхищенно говорил, что у него голос «богаче любого инструмента».
Это на его графа Резанова мы с моей лучшей студенческой подругой Таней сбегали с лекций в театр, чтобы послушать еще разок... и еще разок...
Помнится, Таня в одном из таких побегов умудрилась даже случайно нарваться на преподавателя, с чьей лекции она смывалась... Но у нас были лучшие побуждения! ))
Но достаточно теории. Переходим к практике!
Проверьте себя: насколько вы вслушивались в оперу, запомнили ее?