(август 2016)
Весенняя влюбленность закончилась большими страданиями. И, чтобы заглушить эти чувства, я, с трудом выбравшись из-под одеяла в своей комнатке на Садовой, вдруг превратилась в такую непоседу! После работы шла домой, кормила попугаев, а затем уходила на всю ночь гулять. На рассвете меня можно было встретить сидящей на брусчатке посреди Дворцовой площади среди еще нескольких любителей слушать до утра уличного музыканта. Когда он сворачивал свою деятельность, я тоже уходила домой, принимала душ, спала один-два часа и шла на работу. Это был какой-то невероятный образ жизни, забытьё.
Котка
Проводить всё свободное время в городе мне нравилось, тем более было необычайное для Питера теплое лето, и не только днём. Правда, путешествовать, всё же, тоже хотелось. К тому же, в марте я получила молдавский паспорт. Он подарил мне возможность ездить в Европу без шенгенской визы. Не терпелось проверить, действительно ли меня пустят на границе без проблем, и я снова нашла объявление о поездке в Финляндию. Собиралась, как всегда, съездить «за килограммы», но за мной в этот раз приехал мужчина, который о таком перформансе никогда и не слышал, ему просто наскучило сидеть в Питере.
Всю дорогу мы болтали о своих путешествиях. Я поделилась с ним своими мыслями о том, что однодневные вылазки в Финляндию для меня важны. Что среди работы и бытовых дел они дают ощущение путешествия, свободы, крыльев за спиной.
И правда, любой путь заряжает энергией. Со мной происходили чудеса, складывались обстоятельства, если я делала первый шаг навстречу миру. Возвращаясь из поездок домой, я чувствовала перемены в себе. И, кстати, замечала, что люди, приезжая откуда-нибудь, месяцами, а порой и годами живут воспоминаниями даже о коротких путешествиях. А я переключалась быстро и уже по дороге домой начинала строить дальнейшие планы.
Знакомство с Коткой получилось сжатым. Ранним утром, когда я выходила из дома, было солнечно и тепло. Но когда подъезжали к границе, температура упала с восемнадцати градусов до семи. Полил холодный ливень. Я была в лёгком платье. Так что, из машины мы выходили ненадолго и то только потому, что в багажнике для меня нашлась ветровка. Мы покатались по разным улочкам, прогулялись в симпатичном парке с водопадом, пообедали в придорожном буфете.
Всю обратную дорогу Дима рассказывал о любимой Шри-Ланке и не высадил меня у первого метро, как это делали челночники, а подвёз до дома и предложил ещё куда-нибудь съездить вместе. Я с радостью согласилась. И мы стали кататься в разные города на выходные. У нас завязался роман. Причём, платонический. Это было необычно и так мило! Дима познакомил меня с историческими русскими городами. Может быть, тогда они нам казались недостаточно увлекательными маршрутами, поскольку его манила Азия, а моё воображение было занято Южной Африкой. Но прошло время. И я благодарна ему за города России.
Великий Новгород
Так получилось, что виделись мы не часто. И все наши встречи — это в основном дождливые истории, начиная с первой поездки в Финляндию, заканчивая последней в Комарово. Мы окончательно поняли, что обречены на непогоду, когда он забрал меня с жаркого пляжа на Петропавловке, привёз в панорамный ресторан с видом на Большую Невку, но на протяжении всего обеда, плавно перешедшего в ужин, с неба лило так, что не было видно ни собственно реки, ни, тем более, противоположного берега.
Так вот, Великий Новгород был одним из немногих городов, где нам повезло с погодой. К тому же он мне очень понравился! Всегда думала, что я не любитель провинций. Но здесь я почувствовала так много! Это очень русский город. Старинные белоснежные церкви, монастыри и храмы, звонницы, лестницы, палаты, деревянное зодчество, крепостная стена, много зелени… Так получилось, что нигде, кроме Великого Новгорода я не ощутила своё русское происхождение столь внушительно.
На улицах пусто, и кажется, что всё население тусит в такую жару на пляже. Конечно, я не устояла перед тем, чтобы искупаться, когда и мы к нему пришли. Для меня это было магией — тактильное соприкосновение с ощущением себя в истории, поплавать на участке «пути из варяг в греки». Дно Волхва немного илистое, но река достаточно чистая, глубокая и с сильным течением. До буйков я, преодолев его, доплыла.
Мы поужинали пловом из пластиковой посуды в уличном кафе, а перед отъездом я последовала примеру детей и залезла в мозаичный фонтан «Садко и царевна Волхова».
Псков
На следующий раз мы выбрали Псков для поездки. Он выглядел даже хуже чем Выборг, который я увидела впервые год назад. Полная разруха. Гуляя по городу и глядя вокруг, думаешь только об одном: как люди живут здесь? Неужели у них не сигнализирует в голове: «SYSTEM ERROR!!!». Псков поразил нищетой.
Нищета — это когда заглядываешь в двери жилого деревянного дома с табличкой «культурный памятник», где люди каждый день поднимаются по лестнице на второй этаж. А я на эту лестницу даже ступить не решилась, несмотря на огромное любопытство, потому что она сильно перекошена и шатается. Через огромную дыру в прогнившем полу посредине холла проложены длинные широкие доски — мост от входной двери к лестнице. Кажется, что если ступишь на порог, то дом развалится, как карточный.
Нищета — это когда на колесе обозрения — главном городском аттракционе — не каждое посадочное место оснащено даже сидениями. Половина конструкции — просто железный ржавый остов. Мы решились испытать свои нервы. Точнее, я решилась, а Диме пришлось составить мне компанию, потому что он был джентльменом. Заняли ветхие места друг напротив друга, вцепились руками в железяки сильно-сильно и смеялись от страха, поднимаясь выше и выше, слушая лязг умирающей карусели с высоты птичьего полета. В тот день в городе был какой-то праздник, до нас доносились звуки концерта а-ля хиты 80х. Люди приходили и к колесу, фотографировались семьёй на фоне колеса, улыбались, радовались жизни. Было очевидно, что им нормально, присмотрелись. Уровень нормы по-псковски.
У общественной бани в сердце города стояли пьяные мужчины в полотенцах на бёдрах, курили. Ещё бросилось в глаза обилие свадеб. Идешь по городу, и прямо одна за другой, одна за другой! Свадебных салонов очень много, на каждом шагу. Видимо, единственная отдушина — жениться.
Как же так? Почему в Великом Новгороде нет такой печали? Там те же туристы, та же провинция, те же культурные и исторические ценности. Но не довели же до такого тлена. В чем причина запущенности? Не раз слышала, что регионы перечисляют свои деньги в федеральный бюджет, а уже из него средства распределяются в непропорциональных долях обратно в регионы. Видимо, Псков обделяют. Или нерадивый хозяин в городе?
Мы смотрели на всё это и я понимала, почему у меня за шесть лет не случилось ностальгии по Калуге, почему я не в один поезд не прыгнула от тоски. Не тоскуется по тлену и безысходности. В эту поездку я поняла, что путешествовать надо и в неблагополучные места. Кругозор расширяется как по щелчку.
Но буду справедлива. О хорошем тоже надо говорить. В Пскове много красивых спортивных людей. Это очень контрастирует на фоне очевидного неблагополучия. Еще в Пскове комфортная набережная, променад. Но по ней почему-то мало людей гуляет.
Довмонтов город восстанавливают, но так сразу и не скажешь хорошо это или плохо, потому что руины выглядят слишком современно. Троицкий собор изнутри очень красивый, иконостас — потрясающее искусство.
Печоры
Мы переночевали в Пскове и наутро поехали в Печоры. Понимаю, что для верующих Псково-Печерский монастырь — ценность несравненно большая, чем для людей мало религиозных, но это и правда был незабываемый туристический визит. Уютная архитектура, яркие цвета, звонницы, купола, холмы и в целом весь ансамбль монастыря прекрасны. На территории монастыря чувствуешь себя как-то тепло, приятно.
В пещеры пускали только паломников, но мы как-то удачно и нелегально примкнули к их группе и спустились в подземный некрополь. Было очень душно, но волнительно. Оказалось, что доступ сюда ограничен, потому что из-за туристов температура в пещерах поднимается до 15°, а оптимальная 5°, поскольку монахов хоронят в гробах, которые помещают в стены пещер, не засыпая землёй. И при соблюдении необходимых условий нет запаха тления останков.
По дороге домой мы заехали на ферму, где разводили страусов и оленей. Раньше я никогда не видела ни тех, ни других. В ресторане при ферме впервые в жизни попробовала страусиные котлеты.
— Мммм, вкусно! Точно не хочешь?
— А тебя не смущает, что ты только что кормила их капустой, а теперь кормишь себя ими?
— Смущает. Но вкусно же.
Я с приятным чувством осознавала, что моя жизнь, в которую я с каждым днем всё больше влюбляюсь, наполняется людьми, с которыми мне так здорово, что даже поездки в соседний регион доставляют огромную радость и вызывают кучу эмоций! Граница была так близко, а наши третьи совместные выходные заканчивались. И мы подумали, не поехать ли в следующий раз Люкс Экспрессом в Эстонию.
Таллин
Бывают в жизни дни, когда происходит что-то, и фиксируешь: ради такого стоит жить. Вид на старый Таллин с высоты птичьего полёта стал ещё одной такой причиной. Мы забрались по узкой каменной винтовой лестнице, где только бочком расходились двое, на башню Олевисте. Говорят, что в XVI — XVII веках эта церковь святого Олафа была самым высоким зданием мира. На смотровой площадке высотой 62 метра (а кажется, все четыреста), перехватывает дыхание. Вот прямо набираешь, набираешь воздух в легкие, и их никак не наполнить!
Это был мой третий визит в Таллин, и впервые я увидела его в теплое время года. Везде хотелось фотографироваться, оставлять на память моменты, в которых мне прекрасно путешествовать в компании, разделять впечатления с человеком, который разделял их со мной.
Мы удивлялись хорошей погоде, но в воскресенье вечером нас догнал привычный проливной ливень. Мы ждали рейс в Питер на автовокзале, как вдруг стал сыпаться крупный град, дождь лил как из ведра. Во дворе вокзала случилась сплошная непроходимая лужа. А еще мы видели, что на месте, где под мостом шоссе образовывало углубление на совсем, казалось бы, небольшом спуске, не сработали стоки и скопилось столько воды, что машины въезжали в лужу, и оставались в ней, потому что погружались под воду выше днища. Из них выходили пассажиры, до колена в воде и не знали, что делать.
Мы прожили наше единственное совместное лето с несостоявшейся поездкой в Сочи, к которой я так готовилась, что ушла в отпуск и купила целых три сногсшибательных платья! Как говорится, женщины долго помнят невыполненные обещания и несбывшиеся мечты.
Теплое лето заканчивалось и наши отношения двух попутчиков, которые ходят за ручку и, обнимаясь, любуются в панорамных площадок на города, тоже. Мы проехали много километров, с удовольствием дегустировали вкусную еду, болтали о мире и вдохновляли друг друга на новые открытия. Мы еще виделись следующим летом и через лето. Но в целом наши пути разошлись. На память остались эти воспоминания. И я рада, что мне есть кому сказать спасибо за них.