А вы знаете, почему пар в бане называется «ядрёный»? А слышали, что самовары на Руси продавали не штуками, а на вес? Что такое «кипрейный чай» и кто оставил его русским «в наследство»? Ответы – в конце статьи!)))
Когда ехали на экскурсию в «Музей русской бани», я думала: «Ну что нам там покажут? Березовые веники и деревянные шайки?». Однако, с первых минут стало ясно – это не совсем обычный музей!
Находится он на третьем этаже обычной общественной бани, в пос. Рамонь, под Воронежем. Представляет из себя пространство в 160 кв.м., помещение из сруба. У входа нас встречала «купчиха», жена хозяина. Со старинными шутками-прибаутками усадила нас за столы, на длинные русские скамьи. Все вокруг полностью стилизовано под купеческий дом. Вместо одной стены – занавес, перед ним – обычная школьная доска.
А вот и «хозяин-купец»! Начинает рассказ с того, что является потомственным купцом, владеющим торговыми банями. Да-да! Торговыми! Оказывается название «общественные бани» появилось после революции. А до этого – бани назывались торговыми, и товаром здесь выступал пар.
Вдруг – шум-гам-тарарам! Появляется немец, которого извозчик по ошибке привез не в гостиницу, а в баню…. И дальше – увлекательный рассказ. Как появились первые бани. О том, что пленённые скифки ценились на невольничих рынках из-за своей нежной и пахнущей травами кожи. И это – благодаря первым баням, которые придумали скифы. Про то, что бани на Руси строились на каждом подворье, а в Европе пошла мода на маленьких собачек. Бедолажки, служили собирателями блох со своей хозяйки.
В ход пошла и школьная доска – все рассказы сопровождались рисунками на ней. Заскучать не успели – хозяйка зовет сделать перерыв, чайку поить. Дальше – увлекательный рассказ о русских традициях травяных чаёв. В допетровскую эпоху чай был доступен только богачам. Крестьяне пили отвары из трав. Сахара не было – другие сладости были в чести. Все сразу и попробовали! Заодно, поиграли в старинную русскую забаву – «Бирюльки». (можно посмотреть видео по ссылке)
А нас уже зовут купец и немец в другую часть «избы» - собираться в баню пора! Делимся на 2 команды. Из старинных сундуков на скорость таскаем вещи, сортируя – что возьмем с собой, а что – нет. Затем купец рассказывает нам о различных предметах быта, которые ушли в далекое прошлое. И если те из нас, кто постарше еще помнит названия кое-каких предметов, то молодежь даже видит их впервые!
Видео можно посмотреть по ссылке)))
А тут и печь-каменка подоспела! Пора немца в парную провожать! Далее следует целый спектакль о русских банных традициях. Все с шутками, прибаутками и совместно со зрителями. Действующие лица постоянно вовлекают в диалог.
Два с половиной часа пролетели незаметно. Наша группа должна была выдвигаться на следующую экскурсию. А те, кто присоединился к нам в частом порядке пошли в настоящую баню. Применять на практике все, что узнали.
От покупки сувениров удержаться мы все не смогли. Знаете, пишу статью спустя неделю после экскурсии, а сама невольно улыбаюсь, вспоминая свои эмоции. Советую всем, кто часто пользуется трассой М-4 «Дон», не пожалеть времени, а немного свернуть с дороги и посетить этот музей. Расписание экскурсий надо узнавать заранее на сайте этого музея. Тематических спектаклей-экскурсий у ребят несколько. Думаю, другие будут не менее увлекательны!
Самое интересное, что участники спектакля - это настоящие хозяева и самой бани и музея.
Когда пили чай, к нам подсел "купец" и удалось его расспросить - как пришла идея и как создавался музей. Александр Дмитриевич рассказал, что его предки действительно были купцами. Жили в Тамбовской губернии. Прапрадед, Петр Николаевич Желтов, после отмены крепостного права стал предпринимателем, а пять его сыновей уже стали купцами. Фото на стене и в спектакле - подлинное фото его семьи. Экспонаты в музей принимали в дар от всех жителей села. Кое-что покупали за свои деньги.
Ответы на вопросы, заданные в начале статьи.
«Ядрёным» назывался пар потому, что в печь клали чугунные ядра вместе с камнями. Чугун держит температуру дольше камня.
Самовары при продаже взвешивали и оценивали исходя из материала. Самыми дорогими были медные. Латунные шли дешевле. Это – для простого люда. А для знати и сам Фаберже не брезговал изготавливать самовары из серебра и позолоты! Стоимость агрегата оценивалась стоимостью материала и его весом.
Чай из растения кипрей умели делать еще скифы. Для этого собирали листья растения, подвяливали на солнце. Затем резали их и растирали руками, чтобы получались маленькие скрученные шарики. Купленный чай я уже испытала. Цвет напитка – такой же, как и у обычного чая. А вот во вкусе и запахе чувствуются фруктовые нотки. Как будто в чай добавили сушеные яблоки и груши.
А вам интересны русские традиции? Хранятся они в вашей семье? Любите ли вы русскую баню? Давайте обменяемся комментариями? Если вам было интересно, и статья оказалась полезной – пожалуйста, не забудьте поставить лайк! А если возникнет желание – то подпишитесь на мой канал.