Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

5 линий метро Москвы с вилочным движением

Оглавление
Филевская линия - единственная с постоянным вилочным движением
Филевская линия - единственная с постоянным вилочным движением

Вилочным или маршрутным называют способ организации движения поездов, когда линия имеет общий участок и разветвление, и часть поездов едет по одному направлению, а часть – по другому. В столичном метро первая "вилка" появилась еще при открытии системы в 1935 году, и затем периодически появлялись в метро на протяжении всей его истории.

Несмотря на то, что наличие нескольких беспересадочных маршрутов на линии более удобно для пассажиров и позволяет экономить на строительстве пересадочных станций, на разветвлениях интервалы движения поездов будут как минимум в 2 раза реже, чем на общем участке (как минимум 3-4 минуты), что в условиях гигантских пассажиропотоков московского метро неизменно приведет к переполненным платформам и коллапсу, поскольку некоторые линии как Таганско-Краснопресненская и Замоскворецкая итак работают на пределе возможностей. Поэтому большинство перечисленных в нашей статье вилок являлись временным решением, хотя при движении пригородных электричек такая схема широко применяется.

Тем не менее при строительстве тоннелей в 1950-70х годах на некоторых участках были оставлены заделы под перспективное вилочное движение, однако большинство из них так и не были реализованы. Самый известный из таких нереализованных заделов - третий путь на станции Полежаевская на Серебряный бор и Строгино.

1.Охотный ряд > Парк Культуры / Смоленская

Сокольническая линия (1935-1938)

Схема 1 очереди Московского метро
Схема 1 очереди Московского метро

При открытии движения и до открытия участка Арбатско-Покровской линии движение осуществлялось по двум маршрутам от Сокольников после станции Охотный ряд одновременно к Парку культуры и Смоленской. После открытия участка Коминтерн (Александровский сад) - Курская линии были разделены на 2 независимых, а участок Коминтерн - Киевская позднее был выделен в независимую Филевскую линию.

2.Каширская > Красногвардейская / Каховская

Замоскворецкая линия (1984-1995)

Вилка Замоскворецкой линии на схеме конца 80-х
Вилка Замоскворецкой линии на схеме конца 80-х

Станция Каширская, открытая в 1969 году, изначально была построена с кросс-платформенной пересадкой и двумя параллельными залами под перспективную Большую кольцевую линию. После постройки участка до Орехово в 1984 году было организовано вилочное движение до Орехово и Каховской.

Из-за интенсивной застройки спальных районов Царицыно и Орехово-Борисово вилочный режим стал создавать большие проблемы с вывозом пассажиров в час-пик. В 1995 году за Каширской был сооружен оборотный тупик, а участок Каширская - Каховская преобразован в самостоятельную Каховскую линию.

Однако из-за нахождения депо у метро Варшавская частично вилочное движение по-прежнему осуществлялось на участке Варшавская - Ховрино при следовании поездов из/в депо (около 50 поездов в день утром и вечером). В 2019 году Каховская линия была закрыта для ее интеграции в состав Большой кольцевой линии к 2022 году.

3.Киевская > Кунцевская / Международная

Филевская линия (2005-наст.вр.)

Вилка Филевской линии на схеме метро 2000-х
Вилка Филевской линии на схеме метро 2000-х

Для транспортной связи комплекса небоскребов Москва-Сити в 2005 году в целях экономии средств было построено вилочное ответвление от Киевской Филевской линии до Выставочной в формате мини-метро с короткими платформами и кривыми малого радиуса. Поезда следуют по очереди 1 через 1 до Кунцевской и Международной. На общих станциях висит специальное электронное табло, информирующее пассажиров о конечной прибывающего поезда и времени его ожидания.

Эта вилка, пожалуй, единственная, которая носит постоянный характер, и в ближайшей перспективе ее реорганизация не планируется, хотя минимальные интервалы на ответвлениях сейчас составляют 5 минут.

4.Шелепиха > Деловой центр / Рассказовка

Большая кольцевая / Солнцевская линия (2018-2020)

Совместный участок с вилкой на схеме 2020 года
Совместный участок с вилкой на схеме 2020 года

Вилочное движение действовало на Солнцевской линии временно с использованием инфраструктуры будущей Большой кольцевой и Рублево-Архангельской линий от Шелепихи до Рассказовки и Делового центра в соотношении 2:1 с интервалами около 2 минут на общем участке. Это было связано с неготовностью оборотных тупиков за Деловым центром Солнцевской линии и невозможностью организовать там оборот составов.

К концу 2020 года оборотные тупики были достроены, и трассу линии изменили на проектный маршрут без вилки от Рассказовки до Делового центра.

5.Хорошевская > Деловой центр / Мневники

Большая кольцевая линия (2021-наст.вр.)

Вилка на Большой кольцевой линии
Вилка на Большой кольцевой линии

После расставания с Солнцевской линией на Большой кольцевой линии с открытием станций Народное ополчение и Мневники в 2021 году была организована другая вилочная схема - теперь поезда следуют от Савеловской как до Делового центра, так и до Мневников в соотношении 1:2. На общем участке минимальные интервалы движения примерно 2,5 мин. Предполагается, что такая схема будет действовать до замыкания кольца, которое должно произойти в 2023 году.

В будущем ответвление с перегоном Шелепиха - Деловой центр войдет в состав проектируемой Рублево-Архангельской линии.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!

Еще: 4 проблемных перегона в метро Москвы