Зачем нужны "иные, не вписывающиеся в привычное общественное устройство? Еретики, нонконформисты, бунтари, отшельники и прочие упрямцы? До каких пор человек может противодействовать социуму? Если ты "иной" и выстоял - это ты герой или тебе было позволено? Эти непростые вопросы спровоцировали... сказки. Две фольклорных стилизации, написанные в разное время.
Дорогие читатели, в очередной раз приношу вам благодарность за исключительно глубокие и талантливые комментарии. Извините, в этот раз не буду давать прямых цитат с никами авторов - многое уже трудно разыскать в ленте комментов, да и смыслы формировались в беседах, коллективно, дополняя друг друга. Читать такую беседу - настоящее наслаждение, правда!
Итак, нынешняя статья - по мотивам обсуждения "Снегурочки" А.Н.Островского. Многие заметили, что в русской литературе есть еще одна подобная героиня, Танюшка из "Малахитовой шкатулки" П.П.Бажова. На самом деле, сходства и в героинях, и в самих произведениях очень много.
Обе сказки - не народные в литературной обработке, а стилизация под народный фольклор. Да, очень талантливая, с включением узнаваемых архетипов, отголосков языческих верований и обрядов, но стилизация. То есть полностью авторское произведение, авторский сюжет! По сути то, что сейчас называют фэнтези. У Островского даже время действия классически фэнтезийное - какое-то неопределенное средневековье (в первобытнообщинность не вписывается образ купца, да и развитая государственность берендеев). У Бажова что-то более близкое, от Екатерины II до отмены крепостного права. Но все-равно далеко-далеко и без точного соблюдения исторических реалий.
Сходны главные героини: редкой красоты девушки волшебного происхождения. Снегурочка - дочь природных божеств, Весны и Мороза, удочеренная людьми. Танюшка - дочь местного божества, Хозяйки Медной горы, обретшая плоть от земных людей. Обе до своей женской инициации живут наособицу, не бунтуя открыто, но и не вписываясь в полной мере в правила социума, а после "тают", развоплощаются, теряют человеческое обличие. Снегурочка вроде погибает, Танюшка становится второй волшебной ящеркой.
Существование обеих предопределено некой миссией: Снегурочка служит искупительной жертвой; Танюшка - возмездием хозяевам горного завода.
А теперь очень важное! Обе в полной мере могут позволить себе свою особость только благодаря поддержке богов-родителей! В реале они бы так вольничать не смогли. Снегурочку, поселившуюся в семье бедняков, мать-Весна снабжает нарядами и украшениями, а от насильников ее защищает бригада леших и прочих лесных духов.
Танюшку Хозяйка также снабжает всем необходимым, хотя и опосредованно - дав ей в руки редкое и хорошо оплачиваемое мастерство шелкошвеи. Также волшебство шкатулки защищает ее от любого насилия: напавший с топором вор ослеп, драгоценности становятся орудиями пытки на других носительницах, все чувствуют присутствие незримой и недоброй силы.
Но читатели подметили крайне важную вещь - разное отношение авторов к своим героиням. Островский свою Снегурочку... не то чтобы упрекает, но показывает гибельность ее поведения не только для нее самой, но и для всего мира берендеев. Она - отступница, навлекающая на мир гнев верховного божества, притягивающая в мирную жизнь ссоры, разлад, вероломство, алчность.
Бажов же явно на Танюшкиной стороне. Хотя на уральском заводе точно также, как и в берендеевом царстве, рядом с девицей судачат соседки, соперничают парни, разбиваются браки - она права и автор всячески поддерживает ее позицию. Даже в исполнении своей миссии она показана не разрушительницей, не жертвой, а защитницей рабочего люда и природы от рудничных хозяев.
Почему так? Мне думается потому, что сами авторы творили в разное время. А.Н.Островский - в середине века девятнадцатого, П.П.Бажов - в середине двадцатого. Да-да, я сама с большим удивлением узнала когда-то, что "Уральские сказы" - создание советского периода! Соответственно, каждый автор транслировал идеологию и общественное бессознательное своего времени. Островский - желание социального мира; Бажов - революционного противостояния пролетариата и эксплуататоров.
Кстати, в сказах Бажова успешных в своей самостоятельности женщин много не только среди нежити, но и среди горнячек: и Настасья, земная мать Танюшки, и Катерина, невеста Данилы-мастера, и другие.
Но сказка - ложь, да в ней намек. Ведь и реальные люди, не вписывающиеся в окружение, временами гибнут, а временами становятся первыми ласточками новой культуры, новых общественных отношений. Не всегда заметными героями, но ухитряются выжить под гнетом.
Так от чего зависит, прогнут ли человека под социум, уничтожат ли его или более-менее позволят самовольничать? Ведь в принципе силами всего "мира" сломать, ввести в рамки (или попросту убить) можно при необходимости любого.
Похоже, от того, какой запрос в это время назревает в мире и от соответствия "инакомыслящего" этому запросу. Чем он потенциально является: угрозой или ресурсом? Это может никак не осознаваться конкретными людьми, конкретным сообществом, но что-то неуловимое носится в воздухе, то ужесточая, то смягчая нравы. Пылающее сердце Данко то ценно как путеводный факел, то опасно как источник степного пожара. Холодная отстраненность Снегурочки - знак беды, Танюшки - знак роста народного самосознания.
Кстати, "иных" в неподходящие для них времена чаще все-таки ломают, загоняют в подполье, но не убивают. Они оставляют физическое или духовное потомство, которое доносит эту "инаковость" до времен, когда она из угрозы становится ресурсом. Такие вот социальные "спящие гены", хранящиеся до нужного момента.
Еще по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.