Продумывал маршрут долгими зимними вечерами, опробовал пока дважды:
+ 24 марта открыл велосезон в первый условно тёплый и погожий день года,
+ 10 мая, как только утихли непрошенные праздничные дожди, повторил с некоторыми изменениями и дополнениями.
Фото и впечатления далее - из обеих поездок.
Старт и финиш - метро Гражданский проспект, пункт назначения - станция Калище. Дистанция при таких вводных чуть больше 145 км. Из них ~125 до Калище и ~20 от Балтийского вокзала до дома.
Время в пути с перекусами и остановками на фото - около 11 часов. Плюс к тому один большой привал часа на 3, ради перекусить и "поговорить по душам". Собственно, это "поговорить" и является одним из ключевых стимулов и впечатлений.
Выезжать лучше пораньше, чтобы гарантированно успеть обратно на последнюю "Ласточку" в 21:27, а туда проехать сквозь нехотя просыпающийся безлюдный город.
Нитка маршрута
- Санкт-Петербург, кому откуда удобно стартовать. С Гражданки я обычно выезжаю на юго-запад по комфортной велодорожке вдоль Руставели и Пискаревского до Невы. Или по Гражданскому и полосе для общественного транспорта на Кантемировской-Медиков-Большом ПС.
- пр. Стачек, если вы живёте севернее него
- ул. Маршала Казакова, с широкими тротуарами и шикарным видом на залив в конце
- Петергофское шоссе, по левой стороне через парк или по правой сквозь промзону (в последнем случае придётся преодолеть километр бездорожья)
- Нижняя царская дорога от Стрельны до Александрии, начинается там, где сворачивает к заливу ограда Константиновского дворца
- парк Александрия, можно проехать слева от шоссе (бесплатно и без ограничений) или справа (в сезон - через турникет и покупку билетов)
- Знаменская улица
- парк Сергиевка, через 3 глубоких оврага, дачу царевича Александра Николаевича и особняк князей Лейхтенбергских
- Мартышкино, верхом через дачный массив и вдоль железной дороги или низом параллельно шоссе, через мемориал
- Сойкинская дорога, до продуктового магазина за забором в Сойкино
- Пеники, до которых можно домчать по шоссе с малым трафиком (через Ускулю) или продраться сквозь бездорожье по глине и лужам (через СНТ Отрада). Рекомендую ехать по трассе.
- Верхняя Бронна с неожиданными достопримечательностями
- остановка Сагомилье (пересечение трассы А-120 и Заречной ул.)
- Большая Ижора, куда можно спуститься с ветерком по А-120 или через овраг Чёрной речки и черную церковь Николая Чудотворца
- Лебяжье, по Приморскому шоссе. Самый неприятный участок, с высоким трафиком и ямами. Всего 9 км и пока не придумал, как его объехать.
- Форт Красная Горка, по Красногорскому шоссе, с воодушевляющим видом на залив с Красногорского обрыва
- Шепелево, по трассе через Гора-Валдай или сквозь лес и Черную Лахту по среднего качества лесным грунтовкам, вдоль колючего забора и контрольно-следовой полосы
- Липово, по трассе: трафик низкий, вокруг ароматный сосновый лес, справа - пляжи и залив
- Сосновый Бор, станция Калище. От Липово можно продолжить по трассе с выездом к велодорожкам в сторону АЭС или свернуть налево, пересечь садоводство и выехать на ул. Александра Невского.
Достопримечательности и впечатления
Второй значимый стимул к поездкам - новые места, изучение сведений о них и размышления, к которым они подталкивают.
Александра Леонидовна родилась в семье священника погоста Поляны Залужского уезда Тверской губернии. Получила хорошее гимназическое и домашнее образование, а потом поступила на Высшие Женские курсы в Москве. Там уверовала в максизм-ленинизм и сблизилась с революционерами, что не могло не сказаться на отношениях с семьей. Против воли родителей вышла замуж за Орлова Алексея Ивановича, не имевшего отношения к духовенству. Помогала новой власти строить счастливую жизнь: работала преподавателем, политинструктором. В 1925 году родился мой дедушка, в 1929 его сестра, в 1934 переехали в Ленинград. А в 1941 началась война.
А.Л. пережила все 872 дня блокады в городе - работала "на военном положении", т.е. +3 часа общественных работ в день по завершении основной смены. 12-летнюю дочь пришлось пристроить в детский дом при Дворце Пионеров, чтобы повысить шансы на выживание: присмотр, занятость, немного больше паёк.
16-летний сын (мой дедушка) в 1940-м прошел отбор в военно-морскую спецшколу, поэтому в 1941-м вместе с однокашниками готовил город к обороне, а в феврале 1942-го был эвакуирован в Омскую область, в город Тара. Вместе с ним учился будущий журналист и писатель Кирилл Голованов: о том, как общались, мечтали, учились мальчишки в 1940-м можно прочитать в его книге "Матросы Наркомпроса" ("Юнги. Игра всерьёз" - расширенная и дополненная версия).
У выпускников и курсантов военно-морского училища им. Фрунзе была (а, возможно, и сохранилась) традиция делать свадебные и иные фото на фоне этого памятника: Крузенштерн внёс огромный вклад в развитие флота и военно-морского образования России, даром что предки - немцы со шведами.
Государь Александр I, согласовывавший и финансировавший проект, решил оптимизировать затраты... и настоятельно предложил Крузенштерну "по пути" доставить в Японию свеженазначенного посла Н. П. Резанова со свитой. Внезапно, за пару месяцев до отплытия, когда всё уже было спланировано и закуплено. А чтобы в пути ребята не скучали, несколько небрежно разделил и описал полномочия: каждый получил инструкцию, в коей именно за ним закреплено генеральное руководство походом. Сработало!
В добавок, из-за дефицита жизненно-бытового пространства на борту, обоим абсолютным руководителям пришлось делить одну каюту (6 кв.м.) на двоих, в течение 2 лет плавания. Наберите в поисковике "Крузенштерн и Резанов конфликт": крайне поучительная история. Как для менеджеров, так и для будущих супругов. Ведь брак - это десятки кругосветок рука об руку, в одной каюте и вообще без документов о разделении полномочий.
Продолжая тему флота и исторических анекдотов. Недалеко от Благовещенского моста, друг напротив друга стоят два памятника.
"Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно" (Троцкий). Высланным крупно повезло: ещё через три пятилетки подобный гуманизм никому и в голову приходить не будет: поводы для расстрелов и сроков в лагерях станут не нужны. Появится план по количеству приговоренных.
Удивительно жили петербуржцы и ленинградцы до достройки дамбы: их регулярно затапливало, но не смывало куда-нибудь на Валдайскую возвышенность. Вот что значит долготерпение в ДНК вкупе с государственным финансированием и сочными логистическими потоками! Массы готовы к окупающимся лишениям.
От Балтийской Жемчужины до Свято-Троицкой Сергиевой пустыни можно проехать слева или справа от Петергофского шоссе. Справа унылая промзона с участком бездорожья, плохо проходимого в сырую погоду. Слева - парк с горбатыми мостиками, следы усадеб и дач Демидова, Воронцова, Миниха, Виельгорских и других: в XVIII-XIX веках здесь была "петербургская Рублевка". А во время ВОВ стояли немцы, поэтому от усадеб почти ничего не осталось: линия фронта проходила примерно там, где сейчас ул. Партизана Германа и ул. Доблести. На левом берегу речки Ивановки между пр. Ветеранов и пр. Народного Ополчения до сих пор сохранились бетонные остатки немецких огневых точек.
Поскольку я был в велошортах и шлеме, не стал заходить. А там интересно: есть свой сад и огород, пруд с островом, пасека, постройки, некрополь и бомбоубежище. Да и история борьбы МВД и РПЦ за недвижимость должна быть прелюбопытной.
Мама вспоминает, что бабушка читала медленно, водя пальцем по строчкам и шевеля губами. Грамоте её научили собственные дети, получившие образование в советских школах.
До революции системное народное просвещение практически отсутствовало: умением читать владели едва ли 30% населения, преимущественно представители духовенства, дворянства и чиновничества. Грамотных среди женщин было в 2 раза меньше, чем среди мужчин. Жесткий и системный подход новой власти к проблеме позволил за 20 лет, с 1919 по 1939, поднять долю грамотных до 90%.
Изначально именно здесь Пётр I планировал построить "Северный Версаль", затмевающий французский. В 1709 начали проектирование, в 1716 строительные работы, но потом поняли, что не хватит напора воды. И перенесли в Петергоф.
Прохода и проезда через калитку нет: надо подниматься наверх и проходить через кассу парка. Вне сезона кассы закрыты, поэтому в марте успел проскочить. Парк здорово облагородили в последние годы: восстановили планировку, мосты, дорожки. Привели в порядок растительность.
На берегу залива установили любопытный памятник. Героизму моряков, панике командования и истинной ценности человеческих жизней для ЛПР.
В Верхнем парке идет капитальный ремонт. Проехать через него мимо дворца на велосипеде нельзя, а пройти спешившись - можно. На удивление приветливая охрана!
Дальше удобно ехать вдоль парка, мимо Гранильной фабрики, усадьбы Ольденбургского и 45-го интерната. Пересекая неприметный Троицкий ручей (как только кончается ограда парка), попадаем на Ораниенбаумский плацдарм.
Слева, у шоссе есть три мемориала защитникам: вечный огонь с павильоном, пушки и стела.
Удержать плацдарм удалось благодаря нескольким факторам:
+ огонь кораблей Балтийского флота;
+ огонь форта Красная Горка и батареи Серая Лошадь;
+ Малая Дорога Жизни из Лисьего Носа через остров Котлин, по которой пятачок снабжался личным составом, боеприпасами и провиантом;
+ поддержка авиации, включая снабжение ресурсами по воздуху;
+ героизм и самопожертвование защитников (не нашёл сведений о потерях, но по отрывочным данным получается до сотни тысяч человек);
+ дефицит ресурсов у немцев (основные силы бросили на Москву, блокаду Ленинграда, а также в сторону Синявино и Тихвина).
"Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием"
Дальше в Сойкино есть развилка перед продуктовым магазином. И два варианта пути в Пеники: левее по трассе через Ускулю или правее сквозь бездорожье за СНТ Отрада.
И Maps.me, и OSM не видят проблемы поехать правее: так ровно в два раза (на 4.4 км) короче.
В Верхней Бронне встретилась необычная достопримечательность.
На территорию не заходил, т.к. почитал подробности уже после поездки, а вывесок и указателей не заметил. Вот здесь отчёт и фото от тех, кто зашёл: https://lenobl-travel.livejournal.com/423932.html
В 400 метрах западнее - ещё одна примечательная точка.
167 лет назад, в ходе Крымской войны, английские и французские военные корабли пришли в Финский залив. Планировали атаковать Кронштадт и Петербург. Но убоялись мирных заграждений и береговой артиллерии, а потому ограничились бомбардировкой финских поселений (включая Гельсингфорс) и десантом на Аландских островах. Полезно иногда осознать, насколько близко подбирались "носители демократических ценностей" к нашим границам.
В Большую Ижору можно спуститься либо под горку по А-120 (направо, если едем со стороны Бронны), либо через овраг и церковь Николая Чудотворца (прямо, по узкому проезду между домов).
В теории, на карте есть тропинка из Большой Ижоры до Борков, позволяющая не ехать 9 км по загруженной и разбитой трассе. Но на практике она проходит через 15-й арсенал ВМФ. В сети противоречивая информация о возможности проехать там и не быть застреленным патрулем.
Спросил у местного жителя, встреченного у храма: он уверенно ответил, что проезда и прохода нет. Базу приводят в порядок, хорошо охраняют, дырки в заборах отсутствуют, через территорию не пустят. Возможно, у вас есть другая информация?
В мартовской поездке в Большой Ижоре меня выручил веломагазинчик с фейерверками. Запасная камера оказалась б/у и травила воздух через ниппель, приходилось время от времени подкачивать. Купил у ребят новую запаску, на случай возможных неприятностей. А выходя из дверей, увидел на шоссе папин автомобиль :) Бывают же такие совпадения!
Искушение доехать вместе с ним до Шепелево вкупе с усталостью взяло верх: позвонил, удивил, загрузили велик в багажник и поехали. Пришлось остановить трек и пропустить часть запланированных достопримечательностей.
В майском заезде наверстал упущенное. Были опасения, что на КПП в Лебяжье к велосипедисту могут придраться. Взял с собой паспорт, но это оказалось лишним: в будке просто никого не было. А в начале 2000-х даже на машине не всегда пускали: берегли АЭС и военные базы от шпионов.
Сразу за мемориалом с Ил-2 направо уходит улица Мира. В некотром смысле, если никуда не сворачивать - по ней можно доехать до Шепелево.
К моменту прибытия на Красную Горку я уже порядочно утомился: позади было 10 часов пути. Осматривал бегло, приятно удивился масштабам и разнообразию объектов. Однозначно стоит вернуться сюда на машине вместе с семьей, эдак на полдня. И хорошенько всё исследовать, в т.ч. Серую Лошадь!
Дальше путь лежит в сторону Чёрной Лахты, через лес. Грунтовка нормальная - песчаная, с умеренным количеством ям, без гребенки. Некоторое время еду вдоль многих рядов колючей проволоки и распаханной контрольно-следовой полосы.