Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Спор о пяти последних комедиях Леонида Гайдая.

Последние пять комедий Леонида Гайдая традиционно считаются частью поклонников советского кино, самыми слабыми в творчестве великого режиссера. Но на мой взгляд целиком и полностью слабыми могут считаться лишь последние две картины.

Начнем с первой из «пятерки» - «За спичками», 1980 год. Слабым этот фильм считаться не может хотя бы уже потому что это классика, и финская, и наша – в переводе Михаила Зощенко. Да и просто трудно сплоховать, если работает тандем таких мэтров как Евгений Леонов и Вячеслав Невинный, да еще под руководство хорошего режиссера. А классика не может быть плохой или слабой – она может быть лишь недооцененной.

-2

Но вот со «Спортлото-82» вышел уже серьезный сбой. В первую очередь потому что это эксперимент и эксперимент, увы, неудачный. Леонид Гайдай искал новых актеров на роли главных героев и … промахнулся дважды – и с героем, и с героиней. Ну вот никакущие и все тут. Фильм вытянули два «старичка» - Михаил Пуговкин и Михаил Кокшенов. Если вдруг кто-то со мной не согласен и считает актеров, сыгравших Костю и Таню хорошими, то в таком случае, простой вопрос – как их зовут? Многие ли смогут ответить без помощи интернета?

«Опасно для жизни», 1985 год – также считается слабоватым, и опять же незаслуженно, простая обычная комедия, лично для меня она даже поинтересней «По улицам комод водили», гайдаевского фильма, которых не входить в пятерку пресловутых последних комедий.

И все-так первые три фильма стоят особняком – самое главное они выдержали испытание временем их до сих пор смотрят и любят, и даже самый слабый их этих троих «Спортлото-82» воспринимают серьезно.

-3

Чего не скажешь о двух последних комедиях – «Частный детектив или операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон Бич опять идут дожди». Испытание временем эти два фильма не выдерживают. Есть фильмы неудачные, а есть откровенно и бесповоротно глупые. Причем глупость тоже делиться на категории, скажем более поздний «Ширли-Мырли» тоже не блещет интеллектом, но там люди просто по-доброму валяют дурака – за них не стыдно.

-4

А вот смотря «На Дерибасовской…» (да и «Кооперация» не далеко ушла), испытываешь именно чувство «испанского стыда» и за Гайдая, и за Дмитрия Харатьяна, которые так поспешали в ногу со временем, что постоянно спотыкались. Что уж говорить – на главную женскую роль взяли первую попавшуюся актрису, все достоинства которой в том, что она американка круть по тем временам неимоверная.

Вот только хватило этой «крутости» ненадолго. Эта жуткая конъюнктурщина способна вызвать сейчас у большинства зрителей лишь ухмылку.