При создании стартапа возникает актуальный вопрос: «С чего начать?». Универсального ответа не существует. Но в технологическом сообществе разработаны ряд канвасов, которые помогут выстроить «дорожную карту» для создания стартапа. Канвас представляет собой набор блоков, каждый из которых несет название и место для заполнения информацией.
Мы выделили три канваса, которые могут вам пригодится при создании стартапа.
1. Business model canvas
Ее предложил Алекс Оствервальд в книге «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора». Она состоит из девяти структурных блоков:
Потребительские сегменты (Customer segments) — группы клиентов, которых охватывает бизнес-модель.
Ценностные предложения (Value propositions) — преимущества, которые вы предлагаете пользователям. Например, в случае с Instacart это будет возможность получить нужные продукты питания, не выходя из дома.
Каналы сбыта (Distribution channels) — каналы, через которые осуществляется сбыт продукции. В случае с приложениями это будет Apple Store и Google Play.
Взаимоотношения с клиентами (Customer relations) — устанавливаются и поддерживаются всеми сотрудниками, которые взаимодействуют с клиентами.
Потоки поступления доходов (Revenue streams) — откуда поступает прибыль, с разовых покупок или подписок.
Ключевые ресурсы (Key resources), на которые опирается стартап: материальные, интеллектуальные, человеческие, финансовые.
Ключевые виды деятельности (Key activities), осуществляемые стартапом.
Ключевые партнеры (Key partners), которые помогают вам осуществлять деятельность: поставляют ресурсы или предоставляют консультационные или посреднические услуги.
Структура издержек (Cost structure) — это расходы, связанные с функционированием модели. Они зависят от ключевого вида деятельности, ресурсов и ключевых партнеров.
Ознакомиться с канвасом и скачать его вы можете здесь: https://www.businessmodelsinc.com/about-bmi/tools/business-model-canvas/
Эш Маурья заменил бизнес модель канвас собственной моделью, которую представил в книге «Бережливый стартап». Он был знаком с наработками Эрика Риса (lean methodology) и Стива Бланка (методика развития клиентов) и поставил перед собой цель зафиксировать в своей канве элементы, которые несут больше всего риска для стартапа. Вот они:
Проблема (Problem). Стартапам не удается достигнуть успеха, потому что они не решают проблемы пользователей. Больше о решении проблем читайте в нашей статье.
Решение (Solution). В модели Эша для него отводится небольшая ячейка, потому что оно должно быть простым, как и минимально жизнеспособный продукт, разработанный на его основе.
Ключевые метрики (Key metrics). Чтобы не утонуть в горе цифр и не обманываться «показателями тщеславия», нужно четко определить показатели, по которым будет оцениваться эффективность работы стартапа.
Несправедливое преимущество (Unfair advantage). Если ваш стартап уникален, то на первых порах у него не будет конкурентов, но со временем они обязательно появятся, как это случилось с Uber. Потому вам предстоит найти то преимущество, которое будет выгодно отличать ваш стартап от конкурентов.
Данный канвас доступен по ссылке: https://leanstack.com/lean-canvas
Happy Startup Canvas
Happy startup canvas не заменяет бизнес-модель Остервальдера и lean startup canvas Маурьи, а дополняет их, делая бизнес-модель стартапа эффективней с точки зрения привлечения пользователей.
Он состоит из следующих блоков:
1) Цель и видение. Под целью понимается, то что стартап даст аудитории, а видение, это услуга стартапа в долгосрочной перспективе.
2) Ценности. Помимо решения проблемы, стартап должен распространять особые ценности, важные для клиента. Безопасность, экологичность, бережливость и т.д
3) История. У каждого стартапа должна быть история. Стартапы с историей продаются куда лучше, чем без истории.
4) Проблема и Решение. В канвасе они находятся на одном уровне пирамиды. Это сделано не спроста. Очень важно понимать проблему, решаемую стартапом чтобы предложить оптимальное решение. Решением может служить любой минимальный продукт.
5) Предложение ценности. Возможно решение, которое предлагаете вы, уже есть на рынке. Но это не причина отчаиваться. Возможно если вы более глубоко вникните в проблему, то сможете предложить нечто большее чем конкуренты.
6) Ранние последователи. Это первые пользователи и клиенты, которые в дальнейшем станут вашими «адвокатами». На начальных этапах их будет очень мало, примерно 3.5% от возможной аудитории. Поэтому не стесняйтесь писать о своем стартапе везде где можно. Это привлечет следующих 13.5% последователей, и уже они приведут остальную массу в ваш стартап.
Канвас: https://www.thehappystartupschool.com/canvas-course-old