Какие темы наиболее актуальны для современного детского автора? Верит ли он в добро и какими способами помогает человечеству? Поговорили с Ириной Зартайской о главном: её новой книге «Тени», а также об основах гуманизма и саморазвития.
Ира, привет! Это уже твоя вторая книга на тему сиротства и приёмного родительства (первая книга «Океаны между нами», издательство «Поляндрия»). Почему эта тема волнует тебя?
Привет, Анечка! Ты знаешь, меня волнуют очень разные темы, социальные в том числе. И мне очень хочется рассказать детям обо всем, даже если это что-то не слишком весёлое, но зато очень жизненное. По-доброму, конечно, порой иносказательно, порой с налётом волшебства. Что касается «темы сиротства»: лично меня и мою семью это никогда не затрагивало. Или же я чего-то не знаю, что тоже возможно… Но однажды, когда мой сын в 3 года подхватил воспаление легких и попал в больницу, где мы лежали с ним около десяти дней, я впервые увидела отдельные палаты… для сирот. Для младенцев и детей постарше. Они лежали там совсем одни. Даже медсестры лишний раз к ним не подходили: говорили, им запрещают, чтобы дети не привыкали. Это было очень горько, смотреть на них, слышать, как они плачут ночью. У всех вокруг были родители, а у этих малышей – только тени на стене. Помню, я лежала, прижимая к себе сына, и тихонько плакала. И от счастья, что мы с ним есть друг у друга, и от горя и обиды за тех деток, которые остались одни.
А как бы ты поступила, если бы кто-то из твоих несовершеннолетних знакомых остался без попечения родителей?
Это очень трудный вопрос. Конечно, сейчас я, не думая ни секунды, отвечаю, что взяла бы ребенка к себе в семью. В данный момент я в этом абсолютно уверена. Но мы никогда не знаем, что на самом деле произойдет, если такое случится. Хочется верить себе и в себя, но порой, в трудных ситуациях, мы раскрываемся совсем по-разному. Боимся, например, попросту трусим. Но мне очень хочется верить, что я не изменю себе и своим принципам. И на мои убеждения не сможет повлиять ни с страх, ни какие-то внешние обстоятельства.
Каким благотворительным фондам ты помогаешь?
До нынешнего времени это были случайные «акции» вроде перевода денег на лечение. Но теперь, благодаря тебе, я стала участником благотворительной программы в помощь фонду «Измени одну жизнь». За что я тебе очень благодарна! Надеюсь, что это только начало.
Как ты считаешь в нашей стране проблемам отказничества и сиротства уделяется достаточно времени и сил или нет?
Тут я не могу ответить с уверенностью, так как никогда специально не изучала этот вопрос. От себя могу сказать, что вижу достаточно много социальной рекламы на эту тему и знаю некоторые благотворительные фонды. Но! Решает ли это что-то? Насколько реально взять под своё попечение ребенка, оставшегося без семьи? Здесь я имею в виду бюрократическую сторону. От знакомых я часто слышу истории о проблемах, встающих на пути родителей, стремящихся принять в свою семью кого-то из детдома. Тут я ничего не знаю. Как писатель отмечу, что проблему сиротства в литературе принимают более «радушно», нежели другие социальные темы вроде инвалидности, например. И это уже что-то.
История про Славика и Эленку (главные герои книги «Тени) вышла под редакцией издательства «Феникс-Премьер». Сейчас ты активнее всего сотрудничаешь с ними. Легко ли было найти своего издателя?
Знаешь, вот иногда говорят: не ищи счастья, оно само тебя найдет… В истории с «Фениксом» все именно так. Оно меня само нашло. Вернее, меня нашла редактор – Мария Мильштейн. Это здорово, когда работать вместе легко и приятно, а у нас с ней всегда все дружно и весело. Ну и, конечно, подход к книгам схож: и по оформлению обложек, и по подбору иллюстраторов. Чего ещё желть автору?
Над какой книгой (книгами) сейчас работаешь? Какие темы она или они затрагивают?
В моём «авторском портфеле» всегда лежит много незавершенных историй: ждут своего часа… А между тем в издательствах готовятся разные книги: и сложные, и лёгкие. Разные. Главное, чтобы каждая их них нашла своего читателя!
Текст: Анна Федулова и Ирина Зартайская