Найти тему

Историческая лирика Рылеева о подвигах предков

Оглавление

Обзор поэмы "Войнаровский" (2008)

                                        Обложка книги поэта Рылеева
Обложка книги поэта Рылеева

В поэме "Войнаровский" её герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины.

Таким образом, думы откровенно служат агитации. Недаром в критических отзывах на них так часто фигурирует слово "цель". Рылеев избрал "целью возбуждать доблести сограждан подвигами предков", - писал о них Бестужев. "Цель" и "намерение" как непременное условие поэтической зрелости видел в них Вяземский. И это же слово "цель" повторил Пушкин: "Думы Рылеева и целят, а всё невпопад".

Поиски способов активного воздействия на общество привели автора дум к романтической поэме байронического толка. Первой и единственно законченной поэме Рылеева "Войнаровский" (1823-1824) предшествовал шумный успех "Кавказского пленника" (1820-1821) Пушкина.

Содержание поэмы своими словами

Главными героями поэмы являются: автор, Бестужев, Войнаровский - сын родной сестры Мазепы, гетман Украины, повелитель Малороссии, атаман казаков.

В своём предисловии автор рассказывает другу Бестужеву про пребывание его в Аравии и о слепой дружбе с ним. Писатель доверяет ему личные труды, говоря так: "Я не поэт, а гражданин!"

В 1 части произведения сосланный Петром 1 в Якутск главный герой вместе с семьёй вспоминает Родину и берега рек Лены с Днепром. В Сибири он ходит с глубочайшей тоской, дичась от людей, проводя свободное время за охотой. В Якутии однажды охотясь на зверя, его встречает Миллер, приехавший сюда жить, вдохновлённый его рассказами о подвигах, наблюдая за красотами местной природы. Главный персонаж чаще всего продолжает скучать в ссылке.

Однажды, охотясь на оленя, Миллер слышит выстрел и видит появившегося Войнаровского. Они познакомились в юрте, где тот рассказал немцу историю всей собственной жизни. Он был родственником гетмана Мазепы и воевал за Украину с поляками и крымчанами. Вскоре дядя вызвал его на разговор, в котором гетман раскрыл ему тайну измены личной Петру 1 и предстоящему бою против него, где Войнаровский тоже должен был принять участие.

После этой беседы он поклялся Мазепе стоять за Украину до конца. В битве с врагами Войнаровский почти победил, но войска крымчан заметно увеличились и ему пришлось спасаться бегством. Он упал с обессилившим конём у могилы рядом с лесом. Скоро его спасла одна казачка, дочь гетмана, приведя его к себе домой, она в результате вылечила главного персонажа травами. У них начался роман. Её отец, узнав об этом, не оказал сопротивление, переманив молодых в Батурин.

Войнаровский чувствовал себя абсолютным счастливцем до похода Карла 6 на Русь и своей ссылки в Якутск, где смерть стала ему ненавистна, так как Родина была слишком далеко!

                                                          Якутия в 19 веке
Якутия в 19 веке

Во 2 части поэмы главный герой продолжил рассказ. Пётр 1 победил и им с Мазепой и Карлом 6 пришлось бежать с поля боя. Они все остановились переночевать у берегов Днепра. К гетману привели 2 пленных, повествующих о разорении имущества Войнаровского и мире Петра 1. Мазепа не стал падать духом, веря в будущие победы. Его просто обожали большинство казаков!

Проезжая мимо Украины, главный персонаж зарыдал, не смог больше сдерживать эмоций и забрал немного родной земли. Ближайшее будущее увенчалось болезнью Мазепы. Он впал в безумие, частенько представляя перед собой бесконечные казни и злое лицо императора. На 9 день гетман умер. Вместе с ним похоронили и свободу страны.

Войнаровский уехал на чужбину с родной земли и схваченный врагами, был отправлен в ссылку в Якутск, где его отрадой оказались лишь местные леса да непогода, которая сильно нравилась украинцу. Однажды, когда он бродил в тоске рядом с юртой, то увидел вдруг неподалёку от реки Лены и гор закутанную в шубу женщину, несущую дрова. Он сразу же узнал в ней свою супругу и радость вновь посетила его душу. Она сказала, что очень долго искала его, но всем запретили выдавать место его пребывания!

В результате главному персонажу удалось ненадолго вернуться к нормальной жизни с появлением жены, но счастье оборвалось из-за её смерти. Войнаровский сильно затосковал в изгнанье чужой страны. Миллер разделил с ним его страдания, превратившись в его лучшего друга. Однажды немец приехал прямо в юрту Войнаровского на олене с вестью о его прощении, но не застал его там. Главный персонаж в итоге умер от отчаянии пребывания на чужбине и огорчаясь в связи со смертью жены. Он скончался прямо на могиле супруги зимой. Фабула данного произведения содержится в противопоставлении выдающихся, душевно сильных, героических и даже порой титанических личностей, таких как Войнаровский с Мазепой, самому обществу.

Смысл поэмы

Этот успех показывал, что жанр романтической поэмы был созвучным художественной потребности эпохи. К этому новому для русской поэзии стихотворному жанру Рылеев подошел уже в "Думах". В них явственно проявились характерные для романтической поэмы тенденции к построению лирического повествования, сосредоточенного вокруг личности героя, его внутренних переживаний, которые доминируют над действием, окрашивают собою фабулу и саму обстановку рассказа и вместе с тем путём эмоционального отождествления становятся лирическим выражением внутренней жизни поэта.

Одновременно "Думы" связаны и с поэтикой классицизма (ораторский пафос, "высокая" лексика, назидание). Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от её пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа.

В "Войнаровском" описание природы также реалистично и естественно включает приметы местного колорита - изображение быта далёкой Сибири. Тема природы в поэме имеет самостоятельное значение и также, как сюжетное действие, несёт в себе гражданскую нагрузку.

Реализм произведения Рылеева

Это первая в русской литературе попытка дать описание "места" и "нравов" страшного края, невольного места обитания многих поколений русских вольнолюбцев, края, где ломались их сильные характеры, рушились надежды, терялась вера в себя и людей.

"Войнаровский" был завершен в первой половине 1824 года. В это время Рылеев уже представлял собой одного из руководителей Северного общества. На совещании в декабре 1823 года он внёс предложение о создании агитационной литературы. Конституционные чаяния, выраженные в его первых гражданских стихах, ушли в прошлое.

                                       Картина реки Лены 19 век
Картина реки Лены 19 век

Энтузиазм руководителя, политическая активность Рылеева, его республиканские убеждения, практические предложения - всё это находит выход в поэтическом творчестве.

В данной поэме лирику пришлось подтягивать историю к современности, идеализировать вождей антинародного движения. В следующих своих замыслах Рылеев уже непосредственно обращается к освободительной борьбе украинского народа против польского владычества в конце 16 века.

Из всех неосуществленных задумок автора 1824-1825 годов, связанных с этой темой (поэмы "Мазепа" и "Наливайко", трагедии "Мазепа" и "Богдан Хмельницкий"), наиболее полно представлена сохранившимися рукописными набросками и печатными фрагментами поэма "Наливайко".

13 отрывков и программа произведения позволяют судить, что поэт задумал поэму как широкое эпическое полотно с изображением быта и нравов Украины, враждующих религиозных групп, притеснения украинских крестьян поляками, наконец, народного восстания.

Хронология событий

В романтическую поэму Рылеев вводит нового героя - предводителя казацкой вольницы. Любовный сюжет, обязательный в данном стихотворном жанре, исключается полностью, уступая место сюжету героическому - большому трагическому событию национальной истории. "Войнаровский" композиционно ещё связан с думами.

Основная часть стихотворения (после повествовательной экспозиции) строилась как монолог героя. Таким образом все события преломлялись через его восприятие. В "Наливайко" Рылеев стремится к большей объективности изображения: монолог перемежается авторским повествованием, и повествование преобладает.

Тема революции поэмы

Вместе с тем эта поэма больше всех других произведений связана с практической деятельностью Рылеева-революционера. Войнаровский показан героем, исключенным из общественной жизни, лишенным возможности действовать. Наливайко - руководитель восстания и изображен в момент наивысшей политической активности.

Его образ впитал эмоциональный настрой декабристов в период перед восстанием, их готовность к борьбе и одновременно колебания, неуверенность в успехе. В знаменитой, известной нескольким поколениям революционеров "Исповеди" Наливайко говорит о неизбежной гибели тех, кто "первым восстаёт на утеснителей народа".

Пророческие нотки

Психологическая аналогия была настолько точна, что друзья поэта в монологе Наливайко услышали предсказание своей собственной судьбы, а Рылеев повторил в разговоре с Бестужевым слова главного героя как собственное убеждение: "Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян".

Даже такой эпизод, намеченный в программе поэмы, - "он может бежать, но не хочет" - соответствовал поведению некоторых декабристов после разгрома восстания. Так, узнав, что начались аресты товарищей, друг Рылеева Александр Бестужев не захотел бежать и сам явился в Зимний дворец.

Образ народа в произведении

В программе поэмы Наливайко становится гетманом в результате народного восстания. Народ выступает как реальная сила истории, но восстание должно было закончиться поражением. Иное решение социального конфликта намечалось в трагедии Рылеева "Богдан Хмельницкий". Восстание, которое возглавил Богдан Хмельницкий, привело к освобождению украинского народа от политического и религиозного гнёта Польши.

Признание народа реальной силой истории вызвало к жизни агитационные сатирические песни Рылеева и Бестужева, обращенные к людям.

Песенный жанр поэмы

Сатирическая песня, песня-пародия в это время - явление распространённое. Достаточно вспомнить пушкинский ноэль ("Ура, в Россию скачет"), который, по свидетельству декабристов, "распевался чуть ли не на улице". До нас дошло 12 песен, написанных Рылеевым и Бестужевым, иногда, по-видимому, в соавторстве и с другими декабристами. Агитационное значение этих песен было признано даже Верховным Судом: их сочинение было поставлено авторам в вину наряду с покушением на цареубийство.

Имитация крестьянских или солдатских простонародных песен была живой, увлекательной, доступной для масс и потому действенной публицистикой. В песнях выражено конкретное представление о народных бедствиях. Здесь говорилось о бесправии народа, о взяточничестве в судах, о царских поборах, бессмысленной шагистике в армии и о других противоправных действиях.

                                                          Днепр в 19 веке
Днепр в 19 веке

Включая в разудалый мотив рассказ о дворцовых переворотах, о свержении Петра 3 и "курносого злодея" Павла 1, песни внушали мысль о необходимости уничтожения царской фамилии во имя интересов грядущей революции.

Конечно, декабристы, в том числе и Рылеев, оставались на позициях дворянской революционности и не собирались привлекать к восстанию народ, но они стремились донести до народных масс свою программу и лозунги. Поиски доходчивой формы и общего с людьми языка были характерными для автора поэмы - руководителя тайного общества, поэта и гражданина.

Гражданская позиция лирика

Отчетливей всего гражданская позиция Рылеева-борца выражена в стихотворении "Я ль буду в роковое время", написанном уже незадолго перед восстанием. Лирик заклеймил гражданственную несостоятельность тех современников, кто не постиг "предназначенья века" и стоит в стороне от общественной борьбы.

"Изнеженному племени переродившихся славян", так непохожему на героев дум, противостоит голос автора, мужественного и страстного человека, своей жизнью доказавшего право обличать современников.

Последние 3 стихотворения написаны автором уже в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, когда сам автор оказался в ситуации, которую так часто избирал для своих героев. В одном из них ("Мне тошно здесь, как на чужбине", 1826) ярко звучит мотив обреченности (уже не как предчувствие, а как ожидание смерти) сочетается со смирением и раскаянием.

Это результат той депрессии, которая овладела им в начале следствия. Но в крайнем стихотворении ("О милый друг, как внятен голос твой", 1826) сквозь библейский колорит его проступают те самые настроения, которыми поэт наделял своих героев - Михаила Тверского, Артамона Матвеева, Наливайко.

Мотив жертвенности сочетается с историческим оптимизмом и сознанием, что и борьба и смерть автора стихотворения не будут напрасными. Дальнейшая история революционного противостояния подтвердила жизненность дела Рылеева, а его поэзия оказалась значительной для последующей истории русской литературы.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, если вам не безразлична судьба России!)

А вы как относитесь к теме революции в поэзии?