Бабушка Мозес, как прозвали художницу Анну Мария Мозес критики и журналисты, — невероятно вдохновляющий пример того, как даже в очень преклонном возрасте можно найти себя в искусстве и сделать головокружительную карьеру, занимаясь любимым делом.
Кто такая Анна Мария Мозес?
Живописи Бабушка Мозес никогда не училась. Да и в целом всё её образование свелось к нескольким классам сельской школы, где Анну Марию научили читать и писать. Она родилась в 1860 году в бедной семье в окрестностях штата Нью-Йорк, и уже в 11-летнем возрасте девочку отдали служанкой к богатым соседям.
Замуж Анна Мария вышла за такого же бедного наёмного рабочего, и молодой семье потребовалось 18 лет тяжелого труда, чтобы скопить средства и приобрести небольшой участок земли для постройки собственной фермы.
Бабушка Мозес прожила непростую жизнь: у нее было 10 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Любимый супруг скоропостижно скончался в 1927 году. К этому времени здоровье Анны Марии совсем износилось, и физическим трудом заниматься она не могла. Управление фермой взял на себя старший сын.
Сначала Анна Мария увлекалась вышивкой, но из-за боли в натруженных за годы работы суставах вскоре это занятие она оставила. Тогда дочь предложила ей попробовать рисовать. В тот момент Анне Марии исполнилось 76 лет.
История успеха
Свои первые работы Бабушка Мозес дарила родным и соседям. Именно так несколько из них оказались в местной аптеке, где их и увидел проезжий коллекционер живописи Луис Калдор. Ему понравились примитивные, милые картины начинающей художницы, и он за сущие гроши приобрел несколько работ. Это случилось в 1938 году.
В течение последующего года рисунки Анны Мозес с подачи инженера и коллекционера Луиса Калдора успешно выставлялись в одной из нью-йоркской галерей и привлекли к себе немалое внимание коллекционеров и любителей живописи.
Конец 30-х годов в США был временем, когда интерес к художникам-самоучкам «из глубинки» достиг своего апогея. Появление самобытной художницы на небосводе американского искусства вызвал настоящий фурор — публика буквально влюбилась в неё.
Во второй половине 40-х годов экспозиции примитивных произведений Бабушки Мозес с аншлагом прошли не только в Америке, но и во многих европейских странах, а также в Японии. Повсюду примитивные произведения американской художницы были тепло встречены и зрителями, и критиками.
В 1949 президент США — Гарри Трумен — вручил прославившейся старушке премию Национального женского пресс–клуба. В 1952 году с подачи президента страны была издана её автобиография. А в 100-летний ее юбилей губернатор Штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября «Днём Бабушки Мозес». Также к 100-летию художницы её фотография, сделанная знаменитым фотографом Корнеллом Капой, была размещена на обложке журналов «LIFE» и «TIME». Головокружительный успех, не так ли?
Живопись Бабушки Мозес, посвященная деревенским пейзажам и бытовым сценам из жизни крестьян, напоминает детские рисунки. Анна Мария была самоучкой, которая вкладывала всё, что видела за жизнь, в свои рисунки. Бабушка Мозес — яркий представитель наивного искусства, или примитивизма.
Однако самого обычного зрителя восхищали и поражали не так живописные работы художницы, как сама личность женщины, которая прожила тяжелую деревенскую жизнь длиною в целый век и сумела, сама того не желая, стать самой известной американской художницей ХХ века.
Умерла Анна Мария Мозес на 101 году жизни, оставив после себя наследие в 1600 картин и рисунков. А её первые творения, проданные в 1942 году заезжему коллекционеру за 10 долларов, в 2004 году выросли в цене на арт-торгах до 60.000$.