Найти в Дзене
Navygaming Channel

Новинки на книжных прилавках: "Ледорез "Федор Литке" - "белый лебедь" ледокольного флота

Уверен, что большинство читателей нашего канала слышали про "Белый лебедь Востока" (кстати, а что это за корабль, напишите в комментариях - для играющих в WOWs гарантирую приз), но и в русском флоте был свой "Белый лебедь", причем как мы видим из названия - в русском ледокольном флоте!

Продолжаем представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Отмечу, что это делаю для систематизации собственной библиотеки,а не для рекламы и меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Обзор начат с конца 2019-начала 2020 годов. И главное - я не рекламирую эти книги, ваше дело покупать их или нет, и это делается не для виджетов (да и для большинства книг виджетов еще не создали).

Очередная новинка в серии "Портрет корабля" (номер 2 по счету) предлагает российскому читателю вспомнить про один из самых известных русских ледоколов, вернее - ледорезов. Итак, представляю НОВИНКУ, купил я ее буквально месяц назад, и пару недель назад мне ее переслали из Питера. Выписал я ее, как обычно, у Владимира Васильевича Арбузова (кто в теме- тот знает) , сумму озвучивать не буду, кому интересно - напишу в личку. Книга продолжает известную серию "Портрет корабля", причем после очень значительного перерыва - почти одиннадцать лет! Представьте, первый и последний выпуск "Портрета корабля" (№ 1) был посвящен крейсеру 1 ранга "Рюрик" и издан в 2010 году! Вообщем, есть чему обрадоваться, по крайней мере мне.

-2

Кстати, на форзаце мы можем найти ответ на вопрос - "Что заставило издательство "ЛеКо" через 11 лет вновь взяться за данную серию. В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения Юрия Константиновича Хлебникова, который дольше всех был капитаном "Ф.Литке" - шесть лет, и конечно не малое значение для возрождения серии имеет еще одна надпись в конце книги - "Издание осуществлено за счет средств автора", видимо как и в случае с канонерскими лодками серии "Эскадра", все решает не талант, а наличие средств - и издательство готово напечатать все что есть.

-3

Книга вышла в типовом серийном оформлении, характерном для "Портрета корабля", выходные данные: Н.А.Кузнецов. "Ледорез "Федор Литке" - "белый лебедь" ледокольного флота/ Н.А.Кузнецов - СПб:ЛеКо, 2020. -112 с. Автор решил представить свою новую монографию, за что огромное спасибо и уважение, ну и думаю деньги за приобретение данной книги дойдут до автора. Однако вернемся к книге. Структура книги довольно проста: четыре раздела, причем неравные по объему: 1 - Ледорез "Федор Литке". Цифры и факты; 2 - Ледорез "Федор Литке". Фотогалерея; 3 - Ледорез "Федор Литке". Документы и воспоминания; 4 - Командиры и капитаны ледореза "Федор Литке". Интересно, что второй раздел с фотогалереей самый объемный и занимает половину всего объема книги.

-4

Отметим, что сама серия довольно редкая, так еще и тираж этого издания - 100 экземпляров! (Только представьте!!), еще меньше чем про канонерки, о которых говорили неделю назад. Вообщем, "в бумаге" достанется не всем, а электронного варианта в Инете придется ждать долго. Итак в первой главе довольно кратко описаны ТТХ корабля и хронология его службы. Здесь же представлена таблица состава артиллерийского вооружения "Литке", признаем оно изменялось довоьлно существенно: от одного 120 мм орудия в 1916 году до 8 орудий и шести пулеметов в 1943 году! Сразу отметим, что книги данной серии больше представляют собой фотоальбомы, так как предназначены для создания визуального образа корабля, так что текста в книге не много.

-5

Текста мало, зато в книгу вставлены чертежи корабля, например схема - вид с боку с элементами продольного разреза для ледокола "Эрл Грей" (как раньше назывался "Ф.Литке"), с подлинных британских чертежей начала 1900-х годов, а также планы палуб. Здесь же схема- вид сбоку для вспомогательного крейсера "III Интернационал", как в 20-е годы прошлого века назывался ледорез. Вообщем, интересно.

-6

Но конечно самое основное в книге - это фото подборка. Как отмечено в предисловии, основные фотографии - из домашнего архива дочери Ю.К.Хлеюникова, а также известного исследователя и коллекционера, и автора книг на морские темы - Д.МВасильева. Список источников и помощников, которые поддержали издание этой книги достаточно большой - автор им высказывает благодарность и уважение - есть и там и известные авторы книг и издатели. Радует что много в нашей стране людей, которым не безразлична история отечественного флота.

-7

Как уже отмечал - большинство объема книги - фотографии, но есть немного и текста. Основа текста - публикации газет о ледоколе, выписки из вахтенного журнала, приказы, показания, рапорты, выписки из дневников. Отдельный раздел книги - очерки о самых известных капитанах ледореза: Н.К.Мукалове, М.В. и Н.М. Николаевых, и Ю.К.Хлебникове. И да, наконец то в книге нашел подтверждение названию кораблю - "ледорез" вместо традиционного "ледокол". Ведь действительно корабль такого класса должен был разбивать льды, именно колоть, а не продавливать. Это какой же корпус у него должен был быть! И форштевень, и весь набор корпуса!

-8

Лично для себя сделал одно интересное "открытие" - давно хотел пояснить для себя один исторический факт, прочитанный в детской книжке А.Лебеденко "Восстание на "Святой Анне". В книге описывается случай, как во время эвакуации белых войск из Мурманска вышел караван судов во главе ледокола "Козьма Минин", который вел за собой несколько пароходов. Вслед за уходящими кораблями и порта вышел "красный" ледокол "Канада", который догнал караван и вступил в артиллерийской бой с "Мининым". После прочтения этой детской книжки не встречал больше упоминания про это поединок, допуская что все это было художественным вымыслом.

-9

И вот в этой книге наконец нашел подтверждение, что действительно описываемый случай имел место, а в роли "Канады" как раз и был будущий "Федор Литке", имеющий в 1920 году наименование "Канада". Кстати, и наименования кораблей, которые ушли с "Мининым", и которые он потом бросил во льдах, были такие же как в книге Лебеденко, но разумеется кроме "Святой Анны". Вот так нашел ответ на свою детскую загадку.

-10

Надо отметить, что имеющиеся фотографии хорошего качества (понятно что они прошли обработку), на мелованной бумаге выглядят очень представительно. В целом хорошая книга. Красочная серийная цветная обложка, плотная качественная мелованная белая бумага и редкие фотографии подчеркивают достоинства книги. К недостаткам отнесу мягкий, клееный переплет, но он довольно крепкий. Еще раз скажу - книга мне понравилась, и это при том, что торговый флот меня не особо интересует (за редким исключением). И после прочтения осталось чувство сожаления о том, что страна в 1960 году не смогла сохранить для потомков это удивительное судно.

-11

Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, цену не называю (кому интересно - ЛС) . Место приобретения назвал. Насчет приобретения решать вам, уважаемые читатели, тираж очень мал, кстати может еще и потому, что большинство предпочитает общаться с книгами в электронной форме, может и так - это уже вам решать.

А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов? Делитесь в комментариях. Давайте обсудим. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии. И с вашего позволения продолжу представлять вам следующие книги этой серии и подобных ей. Очередность представления книг для себя примерно выстроил, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.