Найти в Дзене
Russos

Защищенный вестибюль метро — что это такое?

Начиная с Кольцевой линии метро стали возводить защищенные вестибюли — это монолитная конструкция, рассчитанная на однократное прямое попадание авиабомбы ФАБ-500 кг.

Привожу фрагменты из сводных актов правительственных комиссий по приемке в постоянную эксплуатацию трех участков Кольцевой линии Московского метрополитена. Заодно можно увидеть степень готовности средств МПВО на момент приемки. Традиционно, конструкции и системы непосредственно не связанные с пуском, сдавались потом.

Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию первого участка IV очереди Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. Как видите, здесь еще нет разговора про защищенные вестибюли. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3557. Л. 21–22.
Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию первого участка IV очереди Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. Как видите, здесь еще нет разговора про защищенные вестибюли. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3557. Л. 21–22.
Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию второго участка IV очереди Московского метрополитена. Здесь уже появились защищенные вестибюли. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5208. Л. 21–23.
Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию второго участка IV очереди Московского метрополитена. Здесь уже появились защищенные вестибюли. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5208. Л. 21–23.
Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию третьего участка IV очереди Московского метрополитена. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5625. Л. 28–30.
Фрагмент сводного акта Правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию третьего участка IV очереди Московского метрополитена. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5625. Л. 28–30.

В качестве бонуса, два чертежа из учебника «Метрополитены» Лиманова, где показы два вестибюля, которые явно являются защищенными. На них не показы затворы, но прекрасно видно, где они должны стоять. Какие это станции — пускай это будет загадкой.

Классический круглый вестибюль. Центральное ядро — защищенный гермообъем, а снаружи — кирпичное здание. Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., 1971. 208 с.
Классический круглый вестибюль. Центральное ядро — защищенный гермообъем, а снаружи — кирпичное здание. Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., 1971. 208 с.
Еще один пример защищенного вестибюля. Лиманов Ю. А. Метрополитены. М., 1971. 293 с.
Еще один пример защищенного вестибюля. Лиманов Ю. А. Метрополитены. М., 1971. 293 с.

Во время реконструкции станции «Горьковская» Петербургского метрополитена был снесен наземный защищенный вестибюль. Потребовались определенные усилия, чтобы распилить усиленный купол.

Старый вестибюль станции «Горьковская» Петербургского метрополитена. Автор: George Shuklin - собственная работа, CC BY-SA 1.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2552809
Старый вестибюль станции «Горьковская» Петербургского метрополитена. Автор: George Shuklin - собственная работа, CC BY-SA 1.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2552809

У Дмитрия Графова (канал в Дзене «Человек-метро» — советую подписаться, он прекрасно пишет про метро) оказалась подборка фотографий сноса вестибюля с разных форумов и источников. Дмитрий любезно ими поделился.

Разборка вестибюля. Из коллекции Дмитрия Графова.
Разборка вестибюля. Из коллекции Дмитрия Графова.
Разборка кирпичной части вокруг вестибюля. Из коллекции Дмитрия Графова.
Разборка кирпичной части вокруг вестибюля. Из коллекции Дмитрия Графова.
Кирпичная часть вокруг защищенного вестибюля разобрана. Идет распилка купола. Из коллекции Дмитрия Графова.
Кирпичная часть вокруг защищенного вестибюля разобрана. Идет распилка купола. Из коллекции Дмитрия Графова.
Общий вид работ. Из коллекции Дмитрия Графова.
Общий вид работ. Из коллекции Дмитрия Графова.
Половины купола нет. Из коллекции Дмитрия Графова.
Половины купола нет. Из коллекции Дмитрия Графова.
Фрагмент купола. Из коллекции Дмитрия Графова.
Фрагмент купола. Из коллекции Дмитрия Графова.
Остатки вестибюля. Из телеграмм канала «В бункере не страшно — обсуждения» https://t.me/v_bunkere_ne_strashno_chat
Остатки вестибюля. Из телеграмм канала «В бункере не страшно — обсуждения» https://t.me/v_bunkere_ne_strashno_chat

Все фотографии были в свое время опубликованы на форуме https://www.subwaytalks.ru/