Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как корабль, названный в честь нацистского сутенёра, оказался в флоте США?

В 1936 году в Гамбурге, на верфях Blohm&Vloss, для стремительно расширяющегося Кригсмарине строится... парусник

Дальше – больше. Его называют именем первого нацистского "мученика" (речь о Хорсте Весселе, который помимо гибели за свои "идеалы" нацизма, занимался сутенёрской деятельностью, подробнее в статье) и торжественно спускают на воду. Она служит в составе флота до Второй мировой, а после её окончания становится предметом ожесточённого торга победителей. Приз берут – кто бы сомневался – американцы. Они и пользуют корабль (да, именно корабль) до сих пор.

В чём фокус и причём здесь Вессель? Давайте разбираться.

Дело в том, что всем флотам мира, если они, конечно, претендуют на гордое звание флота (пусть и речного), а не остаются посудинами на приколе, требуются учебные корабли. Выпустить курсанта морского училища в море – это единственный по-настоящему надёжный способ сделать из него офицера (пусть и мичмана).

Учебные корабли требуются даже флотам эпохи модерна – железно-стальным, чадящим паром и исходящим пороховым дымом. При том, что сами они – плавучие учебки – были, есть и, скорее всего, будут парусниками.

Этому, собсна, есть масса причин: от общей консервативности морских училищ до лёгкости назначения наказаний, без которых, как известно, толкового моряка не воспитать. Деревянную палубу драить труднее и нужнее, чем стальные переборки. Но сейчас не об этом.

А об учебных кораблях. В 20-е годы прошлого века в распоряжении лежащего в полном нокауте Рейхсмарине имелось всего одно учебное судно (для сравнения – в Королевском флоте их было как минимум с десяток). Звалось это порождение сумрачного имперского судостроения - четырёхмачтовая шхуна с сотней экипажа – "Ниобе", в честь дочери Тантала.

Ну, с горем пополам эта шхуна и обслуживала всех молоденьких курсантиков Рейхсмарине до 26 июля 1932 года. В тот летний день судно попало в балтийский "белый шквал" близ острова Фехмарн и перевернулось. Шутки шутками, а крушение унесло жизни 69 человек.

Спустя полгода (долго думало!) немецкое адмиралтейство заказывает новое учебное судно, теперь побольше и посовременнее. Спустя ещё полгода со стапелей верфи Blohm&Vloss в Гамбурге сходит... нет, ещё не Хорст Вессель, а "Горч Фок", первый из серии.

Спустя два года после того, в 1935, флот немецкий "имперский" становится флотом немецким "военным". В рамках ребрендинга решено заказать... ещё одно учебное судно, а потом ещё, и ещё.

Нашего любимого сутенёра закладывают в феврале 1936 года, а уже в сентябре спускают на воду. На этом торжественном – целый учебный барк для "великого" флота! – мероприятии присутствуют Алоизыч, мать человека-парохода и Рудольф Гесс. Последний толкает пафосную речь, двое первых разбивают о борт бутыль с (баварским) шампанским.

Именно тогда случается пренеприятный инцидент, запечатлённый на несомненно известной тебе фотографии. Мужественный – действительно – человек идёт против толпы и не кидает зигу, когда её кидают все, и это даже не Гитлер, как в меме. Звать человека Август Ландмессер. Или Густав Вегерт. Оба претендуют на гордое звание человека-мема, панка третьего рейха, обоих на фотографии узнали родственники, оба работали в это время на стапелях. Подробнее о трустори можно почитать здесь, на Коте.

Тем не менее ничего, кроме как пафосной фотографии, вот эта вот история не повлекла. К сожалению. Или к счастью.

"Хорст Вессель" служил учебным судном ещё четыре года, воспитывая пополнения для всё растущего и прожорливого на матросов немецкого флота. Вот хотя бы для того же линкора "Бисмарк" – он, кстати, был заложён на Blom&Bloss следующим после нашего героя. Капитализм, госконтракты, заебись!

В 1938 барк возил аж самого Алоизыча на Карибы позагорать. И в следующем году, аккурат перед началом войны, был списан (видать, фахреру в нём что-то не понравилось). Впрочем, учебным судном "Хорст" от увольнения быть не перестал, – просто теперь на нём обучались курсанты не собственно военно-морского училища, а Гитлерюгенда (организация уничтожена и запрещена в РФ).

Тут, кстати, проявляется интересная такая, свойственная рейху (да и не только ему как тоталитаристскому режиму), тенденция к милитаризации и вооружению организаций, изначально не имевших с армейскими структурами ничего общего.

В 1942 году барк был снова введён в строй и оборудован 12 зенитками (с этого момента он технически может считаться собственно кораблём). Ходил по Балтике с курсантами в экипаже вплоть до 1945. В апреле того года с "Хорста" выпустились последние югендовцы, и капитан повёл его на Рюген, откуда, забрав беженцев, пошёл на датскую границу сдаваться англичанам.

Летом сорок пятого, после капитуляции Германии, все четыре уцелевших учебных парусника (из пяти) союзники собрали в Бремене, где за них развернулись ожесточённые торги. Заиметь лишние плавучие учебки, которые строить накладно, а переделывать уже не из чего, хотелось всем.

В итоге два достались Советам и два – американцам, причём один из них был почти тут же продан аж в Бразилию, а наш военнопленный барк, управляемый немецким экипажем и прежним капитаном, пошёл через Атлантику в США. Немцы были высажены в лагере для военнопленных Шанкс, где и расстались с родным кораблём. Они промурыжились там примерно до июля 1946 (часть, вероятно, так и осталась в Америке). "Хорст", наскоро и бездумно переименованный в "Игл", то есть "Орёл", взял там же новый американский экипаж и отправился в Новый Лондон, штат Коннектикут, свой новый – до нынешних времён – дом.

-2

USCGC Eagle, трёхмачтовый 1700-тонный барк, служит в береговой охране США до сих пор. Как учебное судно он сейчас практически не применяется, – основное назначение сменилось на церемониальное и представительское. Из крупных походов последних сорока лет: в 1972 он – иронично – посещал прежний порт приписки Киль с дипломатическим визитом в ФРГ, в 1987 ходил в аааАвстралию, в 2005 – принимал участие в праздновании годовщины Трафальгарской битвы в Лондоне и был осмотрен лично её Величеством (вот они, нацистские замашки Виндзоров).

Что тебе снится, барк Хорст Вессель, когда утро встаёт над Нью-Лондоном?

Автор - Андрей Гуренко