Найти тему
Записки театралки

Балет Кировского театра. Валентина Ганибалова

Эта балерина, вольно или невольно, но регулярно напоминает о себе. По телевизору иногда показывают фильм «Синяя птица», в которой она сыграла Воду, и довольно часто – «Летучую мышь», в которой она дублировала персонаж Максаковой – Розалинду (как раз в костюме Летучей мыши).

Наконец, в фильме "Анна Павлова" Ганибалова в некоторых сценах дублировала Галину Беляеву. Узнала я об этом уже задним числом.

Странное дело! Уже прошло столько лет с тех пор, как я видела эту балерину на сцене, а вспоминаю её до сих пор. Уж очень она отличалась от выпускниц Вагановского училища.

Валентина Ганибалова. Фото из открытых источников
Валентина Ганибалова. Фото из открытых источников

Природа наделила её экзотической, яркой красотой, которую она иногда очень удачно «дарила» своим персонажам… К тому же у неё всегда были замысловатые причёски – чёрные волосы укладывались в причудливые валики, «кички», переплетались с лентами, цветами.. Помню роскошную причёску Одетты-Одиллии – с вплетённым гребнем-короной золотого цвета.

Я застала Ганибалову уже в последние годы её пребывания на сцене. Так получилось, что ни один спектакль с участием Ганибаловой не удовлетворил меня полностью. Всегда что-то мешало… Иногда она казалась слишком вульгарной (как в «Дон Кихоте» с молоденьким Рузиматовым), иногда просто не очень выученной (как во фрагменте «Па де катр», где она танцевала Тальони).

И что-то всё-таки в ней было! Какой-то вызов, что ли… Балерина словно пыталась всем доказать, что она может танцевать классический репертуар. В современной хореографии она выходила на сцены различных Домов культуры в сборных концертах. Единственное «Лебединое озеро» с её участием я видела на сцене ДК «Выборгский» в пору белых ночей, когда для иностранцев, приехавших посмотреть Ленинград, специально давали многочисленные «Озёра».

Ни о каких фуэте тогда уже не было и речи; круг тур-шене, сделанный в хорошем темпе, дал повод немногочисленным преданным поклонникам Ганибаловой покричать «браво!» и поаплодировать вволю.

Самые полноценные спектакли, виденные мною с участием Ганибаловой – это «Легенда о любви» (год 1978-79) и «Бахчисарайский фонтан» - это уже 80-е годы. В этих балетах экзотическая внешность балерины играла на образ. «Легенда» вообще стоит особняком – это была первая «Легенда», увиденная мною на сцене Кировского театра. Помню, что спектакль прошёл замечательно; зал принимал артистов бурно.

Вместе с Колпаковой-Ширин и Ганибаловой-Мехменэ танцевали Бударин – Ферхад и Григорьев – Визирь. Оба мужчины были крепкими, фактурными танцовщиками, которым не составляло большого труда сделать поддержку. В общем, у Ганибаловой- Мехменэ если и были проблемы, то чисто творческие. Я запомнила её героиню как сексуально неудовлетворённую – именно это почему-то бросилось в глаза в финале дуэта с Ферхадом, когда он удалялся в кулису, а Мехменэ-Ганибалова, скользнув по спине партнёра, оказывалась на полу. Её тело извивалось, словно призывая Ферхада вернуться…

Зарема Ганибаловой была темпераментна и ревнива. Никаких особенных нюансов в её трактовке роли я не помню. Внешность балерины очень подходила для этого балета (мне мешала только недостаточная для хореографии Захарова гибкость). Впрочем, эта Зарема была ничуть не хуже (а во многом и лучше) многих Зарем, выходивших на подмостки Кировского театра.
Вода. Кадр из фильма "Синяя птица"
Вода. Кадр из фильма "Синяя птица"

Особняком лично для меня стоИт Китри Ганибаловой. Молоденького Рузиматова в роли Базиля не пускали на сцену Кировского театра без «обкатки» роли «на выезде», как тогда говорили. «Выезд» был в ДК им. Ленсовета, ДК «Выборгский» и ДК им. Горького. Пожалуй, сцена в Выборгском ДК была самая лучшая для подобных спектаклей. Именно на этой сцене я и видела удивительную пару Ганибалова-Рузиматов в «Дон Кихоте».

Лучше бы Рузиматов танцевал с ровесницей! Ганибалова, возможно, жаждала просто выступить в классическом спектакле, и партнёрство юного Рузиматова – очень неопытного на тот момент, но уже популярного у балетоманов артиста нужно было ей для повышения собственного статуса. Балерина справилась с ролью, как справлялись с этой ролью многие другие до неё и справляются после неё. Ничего выдающегося я не увидела. Но на протяжении всего спектакля меня не оставляла мысль: "Лучше бы эта Китри вышла за Гамаша!" :)

Когда-то, лет за пять до этого спектакля, я видела Ганибалову в паре с Ковмиром – и впечатления были совсем другими. По крайней мере, они смотрелись вместе гораздо органичней; к тому же Ковмир был замечательным партнёром…

Наверное, лучшей классической ролью Ганибаловой, которую я видела, была Уличная танцовщица в том же «Дон Кихоте». Мне очень нравилось, как она играла эту роль (танцевала, опять-таки, как многие – по крайней мере, лично я не видела у неё какого-то выдающегося исполнения). Эта Уличная танцовщица была влюблена в Эспаду. Появляясь на сцене, она ждала своего возлюбленного, нервно теребя веер. Когда раздавались первые звуки выхода тореро, героиня Ганибаловой буквально вся подавалась вперёд; но выбегали мальчишки – и она с досадой отворачивалась. Опять-таки, экзотическая внешность балерины играла на образ. В её волосы были вплетены фиолетовые цветы – в тон костюму (чёрного цвета с фиолетовыми вкраплениями).

Прочитав статью , посвящённую Ганибаловой, https://fb.ru/article/446747/valentina-ganibalova---ukradennaya-zvezda-baletaс ,

я ещё раз убедилась в том, что обстановка в театре во все времена была очень непростой.

Вот ещё фото из открытых источников:

"Горянка" - Асият
"Горянка" - Асият

А вы видели Валентину Ганибалову на сцене? После ухода из Кировского театра в 1989 году она создала свою труппу, с которой много гастролировала, в том числе и за границей. Я не видела ни одного спектакля этой труппы. Может быть, кто-нибудь поделится своими впечатлениями?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц