Эта балерина, вольно или невольно, но регулярно напоминает о себе. По телевизору иногда показывают фильм «Синяя птица», в которой она сыграла Воду, и довольно часто – «Летучую мышь», в которой она дублировала персонаж Максаковой – Розалинду (как раз в костюме Летучей мыши).
Наконец, в фильме "Анна Павлова" Ганибалова в некоторых сценах дублировала Галину Беляеву. Узнала я об этом уже задним числом.
Странное дело! Уже прошло столько лет с тех пор, как я видела эту балерину на сцене, а вспоминаю её до сих пор. Уж очень она отличалась от выпускниц Вагановского училища.
Природа наделила её экзотической, яркой красотой, которую она иногда очень удачно «дарила» своим персонажам… К тому же у неё всегда были замысловатые причёски – чёрные волосы укладывались в причудливые валики, «кички», переплетались с лентами, цветами.. Помню роскошную причёску Одетты-Одиллии – с вплетённым гребнем-короной золотого цвета.
Я застала Ганибалову уже в последние годы её пребывания на сцене. Так получилось, что ни один спектакль с участием Ганибаловой не удовлетворил меня полностью. Всегда что-то мешало… Иногда она казалась слишком вульгарной (как в «Дон Кихоте» с молоденьким Рузиматовым), иногда просто не очень выученной (как во фрагменте «Па де катр», где она танцевала Тальони).
И что-то всё-таки в ней было! Какой-то вызов, что ли… Балерина словно пыталась всем доказать, что она может танцевать классический репертуар. В современной хореографии она выходила на сцены различных Домов культуры в сборных концертах. Единственное «Лебединое озеро» с её участием я видела на сцене ДК «Выборгский» в пору белых ночей, когда для иностранцев, приехавших посмотреть Ленинград, специально давали многочисленные «Озёра».
Ни о каких фуэте тогда уже не было и речи; круг тур-шене, сделанный в хорошем темпе, дал повод немногочисленным преданным поклонникам Ганибаловой покричать «браво!» и поаплодировать вволю.
Самые полноценные спектакли, виденные мною с участием Ганибаловой – это «Легенда о любви» (год 1978-79) и «Бахчисарайский фонтан» - это уже 80-е годы. В этих балетах экзотическая внешность балерины играла на образ. «Легенда» вообще стоит особняком – это была первая «Легенда», увиденная мною на сцене Кировского театра. Помню, что спектакль прошёл замечательно; зал принимал артистов бурно.
Вместе с Колпаковой-Ширин и Ганибаловой-Мехменэ танцевали Бударин – Ферхад и Григорьев – Визирь. Оба мужчины были крепкими, фактурными танцовщиками, которым не составляло большого труда сделать поддержку. В общем, у Ганибаловой- Мехменэ если и были проблемы, то чисто творческие. Я запомнила её героиню как сексуально неудовлетворённую – именно это почему-то бросилось в глаза в финале дуэта с Ферхадом, когда он удалялся в кулису, а Мехменэ-Ганибалова, скользнув по спине партнёра, оказывалась на полу. Её тело извивалось, словно призывая Ферхада вернуться…
Зарема Ганибаловой была темпераментна и ревнива. Никаких особенных нюансов в её трактовке роли я не помню. Внешность балерины очень подходила для этого балета (мне мешала только недостаточная для хореографии Захарова гибкость). Впрочем, эта Зарема была ничуть не хуже (а во многом и лучше) многих Зарем, выходивших на подмостки Кировского театра.
Особняком лично для меня стоИт Китри Ганибаловой. Молоденького Рузиматова в роли Базиля не пускали на сцену Кировского театра без «обкатки» роли «на выезде», как тогда говорили. «Выезд» был в ДК им. Ленсовета, ДК «Выборгский» и ДК им. Горького. Пожалуй, сцена в Выборгском ДК была самая лучшая для подобных спектаклей. Именно на этой сцене я и видела удивительную пару Ганибалова-Рузиматов в «Дон Кихоте».
Лучше бы Рузиматов танцевал с ровесницей! Ганибалова, возможно, жаждала просто выступить в классическом спектакле, и партнёрство юного Рузиматова – очень неопытного на тот момент, но уже популярного у балетоманов артиста нужно было ей для повышения собственного статуса. Балерина справилась с ролью, как справлялись с этой ролью многие другие до неё и справляются после неё. Ничего выдающегося я не увидела. Но на протяжении всего спектакля меня не оставляла мысль: "Лучше бы эта Китри вышла за Гамаша!" :)
Когда-то, лет за пять до этого спектакля, я видела Ганибалову в паре с Ковмиром – и впечатления были совсем другими. По крайней мере, они смотрелись вместе гораздо органичней; к тому же Ковмир был замечательным партнёром…
Наверное, лучшей классической ролью Ганибаловой, которую я видела, была Уличная танцовщица в том же «Дон Кихоте». Мне очень нравилось, как она играла эту роль (танцевала, опять-таки, как многие – по крайней мере, лично я не видела у неё какого-то выдающегося исполнения). Эта Уличная танцовщица была влюблена в Эспаду. Появляясь на сцене, она ждала своего возлюбленного, нервно теребя веер. Когда раздавались первые звуки выхода тореро, героиня Ганибаловой буквально вся подавалась вперёд; но выбегали мальчишки – и она с досадой отворачивалась. Опять-таки, экзотическая внешность балерины играла на образ. В её волосы были вплетены фиолетовые цветы – в тон костюму (чёрного цвета с фиолетовыми вкраплениями).
Прочитав статью , посвящённую Ганибаловой, https://fb.ru/article/446747/valentina-ganibalova---ukradennaya-zvezda-baletaс ,
я ещё раз убедилась в том, что обстановка в театре во все времена была очень непростой.
Вот ещё фото из открытых источников:
А вы видели Валентину Ганибалову на сцене? После ухода из Кировского театра в 1989 году она создала свою труппу, с которой много гастролировала, в том числе и за границей. Я не видела ни одного спектакля этой труппы. Может быть, кто-нибудь поделится своими впечатлениями?