Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Архитектура и скульптура в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» по Ф. Дюрренматту

И последняя роль великого Николая Симонова

Мститель-Гулливер и его почти гамлетовский монолог
Мститель-Гулливер и его почти гамлетовский монолог

Пожалуй, лучший фильм Одесской киностудии из всех, что я смотрела. Мрачный, загадочный, стильный, сделанный с огромным интересом к современной архитектуре и скульптуре. В финальную секвенцию кадров, молчаливых и поучительных, попадают угловатые фигуры мемориала Саласпилс в Латвии, возведенного на месте бывшего фашистского концлагеря.

Эти перекошенные лица врезаются в память – как и страшный лик Гулливера, мстителя в изумительном исполнении Николая Гринько: он выжил в концлагере, перенес эксперименты местного доктора, и теперь воздает преступникам по заслугам.

Здесь снимали музыкальное видео с Муслимом Магомаевым, исполняющим жуткий «Бухенвальдский Набат». Мурашки по коже:

Доктора с двойным дном, который раньше проводил опыты над людьми, а потом мимикрировал под светило швейцарской медицины играет Андрей Попов (кстати, эдакий Йозеф Менгеле у советского актера получился более сложным и зловещим, чем у Грегори Пека в фильме «Мальчики из Бразилии», снятом на семь лет позже).

А распутывать этот клубок берется многоопытный комиссар Ганс Берлах (Николай Симонов), готовый дойти до самой сути даже ценой собственной жизни. Берлах – герой нескольких детективов Фридриха Дюрренматта, его «Подозрение» и легло в основу фильма.

В кадре – послевоенная Швейцария, она же Рига с ее узкими средневековыми улочками и кинематографичными готическими сводами. Интересен контраст между старым городом и модернистской клиникой, где коварный доктор Фриц Эменбергер проводит свои операции.

Здание больницы по форме напоминает летающую тарелку – таковыми были многие советские санаторные учреждения, гостиницы и панорамные рестораны (а еще цирки, стадионы и много чего еще). Если узнаете эту «тарелку» из фильма, напишите, пожалуйста, в комментариях. Это могла быть как Прибалтика, так и Одесса, тем более что под Одессой есть нечто похожее на территории украинского «Артека» (школа в пионерском лагере «Молодая гвардия»).

Этот многогранный мир с таинственными коридорами, обилием пустых пространств, оптическими эффектами создавали режиссер Василий Левин (ученик Козинцева, автор популярного телесериала про капитана Немо), оператор Вадим Авлошенко, художник-постановщик Муза Панаева, композиторы Александр Зацепин и Александр Двоскин. Косые углы, наплывы камеры, создающие головокружительный эффект, модернистская скульптура, ландшафтный дизайн – всё это прекрасно и само по себе, но вкупе с абсолютной победой над злом производит необыкновенное ощущение.

Приятного просмотра! Какие еще фильмы, похожие на эту экранизацию Дюрренматта, вы могли бы назвать?

Напоследок – небольшая архитектурная прогулка по старому городу: