Угрюмое сизое небо, грязная вода и мокрая глина, смешанная с солью, разбросанный вдоль берега мусор и бесконечно длинный грузовой состав, медленно ползущий прямо по озеру за очередными тоннами хлористого натрия... Посёлок Нижний Баскунчак, скопление хаотичных построек, встретил пронизывающим ветром. Указатели с надписью «Озеро» вели по разбитой грунтовой дороге к заржавевшим стенкам душевых, неактуальных в апреле, заколоченным дверям и окнам кафе, и шлагбауму, где местные предприниматели, владеющие землей у входа в заказник, любезно предлагали услуги «частной охраняемой парковки» за двести рублей. От кого охраняют машины, если кроме них никого рядом нет?
Но обо всем по порядку.
Всем привет! Мы с Алексеем продолжаем наше большое автопутешествие по стране, которое началось 20 апреля в Санкт-Петербурге. Мы проехали Новгородскую область, застряв на сутки в Валдае, посетили Торжок и Ржев, откуда уехали в Воронежскую область и гуляли по Дивногорью, а после отправились в Поволжье, посмотрели прекрасный город Волгоград и уехали в Астраханскую область.
На улице в день нашего отъезда из Волгограда было пасмурно и уныло. От такой погоды настроения не было совсем (в последнее время наблюдаю у себя как никогда сильную зависимость от солнца – пока оно есть, во мне много энергии, когда его нет – спящий режим и удручающая апатия). Еще и пейзаж за окном перестал цеплять глаз – мы проезжали бескрайние и пустынные астраханские степи, казавшиеся под навесом туч безжизненными и безнадежными.
Когда мы добрались до посёлка Нижний Баскунчак, расположившегося на берегах знаменитого солёного озера, я еще больше взгрустнула. Пейзаж невероятно унылый, расстроила разруха и предприимчивость местных жителей. Единственный, как они сказали, выход к озеру лежал через их парковку. Дул холодный ветер, идти что-то смотреть совсем не хотелось, да и время было глубоко послеобеденное, поэтому решили найти ночлег и остаться в посёлке до завтра. В наши планы входило еще и посещение Богдинско-Баскунчакского заповедника, до которого надо ехать 15 километров по плохой грунтовой дороге, размытой дождями и разбитой экскурсионными уазиками. Все нас предупреждали, что можем и не доехать вовсе. Но мы решили сначала отдохнуть – утро лучше и мудрее вечера.
С ночлегом в Нижнем Баскунчаке плохо. Может, эта ситуация улучшится, когда начнется туристический сезон. Сначала мы заехали в единственную здесь гостиницу – санаторий «Руссоль-курорт», цены на номера в которой начинались с полутора тысяч рублей с человека. Для нас это было слишком, а других гостевых домов и отелей на карте не нашли. Визуально, проехав по улицам, тоже.
Тогда решили зайти на Авито, где увидели единственную в посёлке квартиру с возможностью посуточной аренды. В итоге попали в роскошные апартаменты со свежим ремонтом и новой мебелью всего за тысячу рублей на двоих.
Интересно, что на дверях подъездов многоквартирных домов в Нижнем Баскунчаке нет ни кодовых замков, ни домофонов. Такого я давно не видела. Даже у бабушки в Армавире, где двери всегда были нараспашку, несколько лет назад установили домофон.
Хозяин квартиры подсказал, как выйти к озеру прямо из посёлка по железнодорожным путям, и после заселения мы пошли на небольшую прогулку. Чего я ожидала? Насмотревшись фотографий в интернете, я, разумеется, ждала лазурную водичку и белое от соли дно. Скорее всего, такая картина открывается посетителям летом, а в апреле вода местами была цвета кофе с молоком – перемешана с глиной и илом, а соли как таковой в тех местах, где проходит железная дорога, крайне мало, только легкий белый налет.
Мы пошли по путям, проложенным для добычи соли по воде. Как раз в это время грузовой состав начал движение в сторону озера, и работник предприятия криком предупредил нас о том, что вагоны иногда падают и лучше уйти от дороги как можно дальше.
Здесь, в Северном Прикаспии, находится большой соляной массив, между возвышенностями которого лежит впадина. Часть этой впадины – котловина озера Баскунчак, заполненная солями и глинистыми отложениями. Одно из крупнейших самоосадочных солёных озёр Европы и России расположено ниже уровня мирового океана, в Прикаспийской низменности. Его питают подземные высокоминерализованные источники, а стоков у водоема нет. Вода испаряется, а залежи соли остаются и состоят они почти на сто процентов из хлористого натрия. Мощность соляных толщ – от сотен метров до шести километров, а возраст – около 260 миллионов лет.
Считается, что соль в озере Баскунчак – чистейшая и высококачественная, поэтому составляет около 80% общей соледобычи в стране. Добывают только верхнюю соляную залежь, а тем временем садка соли в Баскунчаке продолжается по сей день, так как котловина прогибается, активно питается источниками, а жаркий климат способствует повышенному испарению. То есть запасы соли в озере постоянно восполняются и могут считаться неисчерпаемым ресурсом.
Промышленными масштабами месторождение на Баскунчаке разрабатывают уже более 130 лет, но много веков назад соль здесь точечно добывали (или, как говорят, ломали) и скифы, и хазары, и половцы, и татары. Уже после присоединения Астрахани к Московскому государству месторождения подвергаются промышленной разработке, а с 18 века этим занимается государство. Но на несколько лет казна прерывает промысел ради добычи соли на озере Эльтон. Правда, вскоре выяснилось, что соль Баскунчака намного качественней по своему составу, берега озера более удобны для работы, а дорога до ближайшей пристани короче. Во второй половине 19 века озеро Баскунчак стало главным поставщиком соли на рынок России.
Сейчас хлористый натрий Баскунчака добывает компания «Руссоль» - крупнейший производитель соли в России, которому, кроме месторождения в Астраханской области, принадлежат еще и знаменитые Илецкий и Усольский солепромыслы.
Как происходит добыча?
Сначала разрушается пласт, затем идет подборка разрушенной соли из вылома, заполненного рапой – солевым раствором, потом её обогащение, обезвоживание и погрузка. Эти процессы выполняются с помощью специального соледобывающего комбайна, установленного на железнодорожную платформу и имеющего автономный источник питания. А раньше рабочие все это проделывали вручную с помощью лопат и пешней. Труд был каторжный, а его механизация началась уже только после революции.
Что касается транспортировки, то раньше готовую соль увозили телегами с верблюдами, а на рубеже 19-20 веков была построена Баскунчакская железная дорога, которая ведет к пристани на Волге.
До нашего времени сохранились многочисленные деревянные столбы, торчащие из иссушенного дна Баскунчака, а где-то из воды, которые часто попадают на фотографии туристов. В те времена, когда добыча соли производилась вручную, на этих сваях лежали специальные настилы или мостки, на которых сушилась вынутая на поверхность соль. Таким образом происходил процесс обезвоживания, кристаллизации соли.
Осмотрев окрестности и не впечатлившись, а даже немного разочаровавшись, мы вернулись домой, а утром следующего дня сразу отправились в заповедник, о посещении которого я написала отдельно. Забегая вперед, скажу, что дорога туда действительно так себе, но мы благополучно преодолели все препятствия в обе стороны.
После вернулись в Нижний Баскунчак, оставили машину возле визит-центра заповедника и пешком отправились к озеру в том месте, где местные держат платную парковку. Хотелось дать Баскунчаку второй шанс и посмотреть на его просторы при солнечном свете. Владения предпринимателей мы обошли стороной и вышли на широкую грунтовку, параллельную железнодорожным путям. До большой воды (и есть ли она?) мы так и не дошли, то утопая в мокрой глине, то похрустывая кристалликами соли под ногами.
Нашли небольшую заводь, окруженную со всех сторон насыпями и заставленную деревянными дореволюционными сваями. Там я наконец-то увидела и прозрачную воду, и твердое соляное дно, отражающее солнечный свет, отчего по поверхности воды с помощью ветра разбегались искрящиеся узоры.
Конечно, главный вывод, который могу сделать после посещения озера Баскунчак, это то, что приезжать сюда нужно летом. Когда наступают жаркие дни, процесс испарения усиливается, и белоснежная соль покрывает огромные пространства, торчащие пни, рельсы и шпалы. Выглядит это, судя по фотографиям в интернете, очень эффектно. Ну, ко всему прочему, летом в озере можно попробовать искупаться, если найдете достаточно глубокую и удобную купель (в сезон к ним возят на уазиках все те же местные предприниматели).
В общем, само озеро не произвело на меня сильного впечатления. Может, потому, что это не первое в моей жизни соленое озеро, пусть оно одно из крупнейших в стране. Больше водоема мне понравилась окружающая его местность и природа Богдинско-Баскунчакского заповедника. Подробнее читайте здесь.
Пройдено: 239 километров. Всего: 2579 километров.
На этом пока все, всем привет из Астраханской области!