О балете "Макбет" я уже упоминала в статье про Нину Тимофееву. Но хотелось бы рассказать о нем побольше. Вообще, этот спектакль мало кто видел, а сегодня о нем почти забыли. Но балет довольно интересный, может быть, не шедевральный, но весьма примечательный.
Балет поставлен по либретто В. Васильева (и стал его дипломной работой), премьера состоялась 1 июля 1980 года.
Что люблю я в этой постановке?
1. Музыка.
Композитор Кирилл Молчанов прежде балетов не писал, (оперы - да),
но в 73-75 годы он был директором БТ, стал больше соприкасаться с балетом, женился на Нине Тимофеевой и для нее он создал свой первый и единственный балет. (Есть еще "Три карты", но я так подозреваю этот фильм-балет был поставлен на готовую музыку, либо не принимается в расчет). Эта работа стала одной из последних в жизни композитора, в марте 1982 он скончался от инфаркта в директорской ложе во время просмотра "Макбета", а его супруге пришлось дотанцевать спектакль.
«Партитура Молчанова красочна и живописна, обладает яркой изобразительной силой. В ней четко обозначены драматические конфликты, рельефно обрисованы характеры героев, ясно прочерчены драматургические линии.» - Б. Львов-Анохин.
Музыка очень образная, богатая на оттенки и точно передает и эпоху, и место действия, и напряженность отдельных сцен, и внутренние переживания героев. Сцена пантомимы, скачущие на лошадях всадники, даже сам ход мыслей леди Макбет, когда в ее голове рождается страшный план - все это звучит в партитуре Молчанова.
2. Хореография.
В. Васильев ставит сложно. У него чаще всего неудобная хореография, много мелких, дробных па и все на каждую ноту. Танцевать это тяжело. Смотреть - что-то красиво, что-то не очень. Васильев-танцовщик и Васильев-постановщик - это два разных человека, и если первый - безусловно гений, то ко второму возникает много вопросов, особенно к его Лебединому")))) Как бы то ни было, "Анюту" и "Макбета" я очень люблю! "Икар" тоже, но его не видела полностью, только один акт.
Хореография в "Макбете" мне нравится, особенно все, что поставлено для главной героини (а для меня это леди Макбет). Сцена с кинжалом, одна из первых, финал, где она как бы угасает, становится такой маленькой, жалкой..) А уж сцена помутнения рассудка после убийства Банко! Как же это можно было танцевать так виртуозно! Нина Владимировна потрясающий мастер! Ведь там невероятно трудно, очень много движений, быстрый темп. И еще же играть надо!
3. Исполнители.
Васильева я не видела, но Тимофеева и Фадеечев - их я могу смотреть бесконечно! Я люблю Алексея Фадеечева, и это, безусловно, одна из самых ярких его ролей, в которой проявился его драматический талант.
Ну а про Тимофееву уже столько сказано! Так глубоко простроить роль, прожить - психологически, морально, в ней столько трагизма, силы, какой-то внутренний надрыв.. И лицо.. необычная красота, мимика. Очень мало кто на балетной сцене способен так выражать эмоции, да при этом еще танцевать - четко, безошибочно, с невероятной скоростью. Сильные стопы, мощный прыжок, неповторимые, тимофеевские руки, глаза.
Нет, это надо смотреть, пересматривать, изучать. К тому же если говорить о современном танце 20в - Нина Тимофеева один из первых мастеров, она очень много танцевала подобного, на нее ставили лучшие хореографы ее времени.
Приведу рассказ самой балерины об этом балете в книге "Мира балета", которую я как раз недавно очень удачно приобрела.
"Я очень хорошо помню то состояние отрешенности, когда целиком находишься во власти образа, - оно приходило всякий раз на балете "Макбет" (...)
Роль леди Макбет - последнее, что я сделала в театре. Эта партия очень разноплановая, и, наверное, несколько приниженной была бы ее трактовка только в плане трагическом. Леди Макбет и радостна, и нежна, она всей душой любит мужа. Однако главное в характере этой женщины - жажда власти, и во имя ее она не останавливается перед преступлением. (...) Отражением состояния героя на сцене являются в основном глаза. От взгляда это состояние передается рукам.(...)
Написать такую музыку, так тонко почувствовать Шекспира стоило для него дорогого. Он вложил в нее столько душевных сил, столько чувств, что из-под его пера вышло, скорее, симфоническое произведение, нежели балет".
из книги Н. Тимофеевой "Мир балета"
Мурашки по коже от строк, где Нина Владимировна рассказывает о том роковом дне и спектакле, когда ушел из жизни композитор. Я все думала, каково было ей в тот вечер? Что дало силы продолжить спектакль?
"...Я знала о его смерти, но не могла не танцевать второй акт. "Макбет" был его детищем, стольких сил стоил ему, что если бы Кирилл Владимирович был жив, он никогда не позволил бы мне бросить то, что было им с таким трудом создано. Подобное, наверно, бывает только раз в жизни, и понять это трудно... Я исполняла роль автоматически: и опыта, и мастерства к тому времени было достаточно. Но поймала я себя тогда на одном странном ощущении. Непонятно, как такое могло быть: я потеряла границу кулис и сцены, перестала понимать, в каком месте нахожусь. Мне говорили: "Иди на сцену!" И я шла и танцевала. Меня звали, и я возвращалась. Эта психологическая потеря реальности была очень страшной, ведь я могла допустить тогда любую оплошность. Но музыка была со мной всегда, я не переставала слышать ее.
Нужно очень любить свою профессию, нужно жить ею, чтобы перенеся большое горе, вновь появиться на сцене и забыться в вихре движений. Сцена уводит тебя от реальной жизни: даже если душу твою разрывает боль, ты воплощаешь образ другого человека, живешь судьбой своей героини".
из книги Н. Тимофеевой "Мир балета"
Балет оформлял художник Валерий Левенталь - замечательный стилист, тонко чувствующий дух и эстетику каждого спектакля, над которым он работал, а таковых немало. Среди балетных, например, "Анна Каренина", "Три карты". Мне особенно хочется отметить костюмы - головные уборы, рукава, алое платье леди Макбет.
В Большом партию Макбета танцевали Васильев, Фадеечев, Барыкин, леди Макбет - Тимофеева, Семеняка, Семизорова. Замечательный Валерий Анисимов был Банко, а Владимир Деревянко - Ведьма. Список далеко не полный, за 8 лет на сцене БТ балет прошел 44 раза. А в 1990 его поставили в Кремлевском балете, где танцевала уже Надя Тимофеева (ну до мамы ей, конечно, далеко, как и многим детям знаменитых танцовщиков).
"Макбета" ставили и на других сценах, вообще советские театры были очень плодовитыми на постановки, поставят, например, балет в Москве в 1968, а 69-70 он уже идет в нескольких театрах по всему Союзу. Сейчас я, например, не представляю такого)) А "Макбет" шел и в Новосибирске, и в Сыктывкаре, и в Свердловске у нас (Макбетом был Юрий Веденеев, Леди Макбет — Вера Абашева, знаменитые артисты нашего театра). Ставили и за рубежом - в Венгрии, Берлине, Самарканде.
Обращаются к спектаклю и сейчас, время от времени вижу адажио в каких-то гала. Но главное сохранилась довольно качественная, хоть и темноватая запись с любимыми артистами! (А может, спектакль в принципе шел в таком темном, мрачном освещении?)
В. Васильев:
Я сделал так, что его не убивают, он умирает, оттого что он не может уже жить. Злодеяния его давят, они его душат. «Я сам хочу уйти из этой жизни, оставьте меня в покое, дайте мне наконец выход тому, что во мне кипит!» И он себя же и душит.
А это Надя Тимофеева:
Из постановки Кремлевского балета:
Благодарю за внимание!