Найти в Дзене
Posrednik CG

Советская фантастика времён "Оттепели"

Недавно увидел неплохой документальный фильм об «Оттепели». Противоречивая эпоха, но она дала возможность для зарождения отечественного андеграунда и, что для нас главное, фантастики.

60-е дали возможность появиться таким именам в отечественном искусстве как: Роберт Рождественский, Илья Эренбург (с названия его повести и началось обозначение целой эпохи), Александр Солженицын, если говорить о фантастике, то это Иван Ефремов, Анатолий Днепров, братья Стругацкие и др.

Конечно же, «Оттепель» Хрущёва не преследовало цели сделать из «совка» свободную страну, меньше всего тогдашний генсек думал про права человека или развитие искусства. Просто страна стояла на грани катастрофы: уничтожение интеллигенции, голод, война, отсутствие банальных прав и элементарных удобств в жизни человека. К тому же Хрущёву нужно было на кого-то опираться, чтобы победить сталинскую номенклатуру. Этими точками опоры стала армия, во главе с Жуковым и интеллигенция (то, что от неё осталось).

Правда и первого и вторых, Хрущёв потом загнал то в подполье, то на политические задворки, но это другой разговор.

Для миллионов советских людей «Оттепель» стало возможностью ощутить, что такое жить, а не «выживать». Ощутили это и писатели, художники. Но не всё так было радужно, скажем сразу, но это уже вопрос политики, а мы говорим об искусстве.

«Оттепель» до «оттепели»

Развенчивание «культа личности» Сталина, международные молодёжные фестивали, разрешённые виды и жанры в искусстве.

В советской литературе появляются первые не номенклатурные произведения, у памятника Маяковского собираются поэты, позже диссиденты, в кино появляется первое кино со смыслом, а в литературе зарождается sci-fi.

Вы спросите, разве только в 60-х?

А до «оттепели» много кого из фантастов вы сможете припомнить? Собственно, советская фантастика, это «фантастика ближнего прицела».

Первые годы советской фантастики, это что-то совсем унылое, её главное задачей было популяризация советской науки и техники. для «фантастики ближнего прицела» характерны подробности к техническим моментам, но слабая проработанность психологических и художественных моментов самого текста и главных героев.

-2

В 60-е начинает закладываться фундамент, только фундамент отечественной фантастики, как полноценного литературного жанра. Первые попытки как-то добавить «психологии» были у Ефремова, у Стругацких, у Днепрова.

Повторюсь, «оттепель» дала возможность советской фантастике как жанру «повзрослеть». Правда плоды будут видны только к 80-х, но это уже будет что-то мрачное, выросшее на почве несбывшихся надежд у «шестидесятниках».

Повторюсь, именем эпохи стала повесть Ильи Эренбурга, вышедшая ещё в 54-м. Но через два годы с трибуны легендарного XX съезда о переменах объявят официально. «Оттепель» пробыла не долго, официально до 62 года, когда Хрущёв разнёс выставку в Манеже.

Советская фантастика после «Оттепели»

Повторюсь, мрачные темы Стругацких родились как разочарование в надеждах 60-х. Хрущёв согнал интеллигенцию в подполье, Брежнев начал её помещать в психлечебницы, выгонять из Союза.

Оптимистичная фантастика Ефремова, тех же Стругацких, к 70-м исчезает. Стругацкие начинают писать сатирические произведения, высмеивающие советские научные институты, а потом и вовсе перешли в антиутопии.

Вырваться за пределы «ближнего прицела» смогли лишь единичные советские авторы. Тех, кто писал в «не формате», например, тот же Днепров, испытывали давление Союза писателей. Даже Стругацкие попадали в немилость, в том числе и Ефремов отзывался критично о некоторых их произведениях.

С другой стороны, в эту эпоху, сразу после неё появляется даже фантастическая сатира, вроде фильма «33» 1965 год, «Человек из ниоткуда» 1961 года и др.

-3

И самое главное, все мы помним космические достижения советской науки. космическая эра не могла не отразиться в искусстве во всём мире. Надежда на то, что мы вот-вот вырвемся за пределы Земли, мы станет свободны не только в политическом плане, но и в физическом, находила своё отражение в произведениях художников, писателей. За полётами спутников, за полётами человека в космос следили пристально, следили целыми семьями. Фантасты тогда были востребованы. Это была ещё и эпоха первооткрывателей, покорителей, поэтому и герои в произведениях становились этакими Колумбами космической эпохи.

Что дала «оттепель» для отечественной фантастики?

Если в литературе какие-то интересные вещи проскальзывали, то киношная фантастика была, да и оставалась до 80-х в рамках детско-юношеских тем.

«Оттепель» дала возможность:

1. Узнать об иностранных веяниях.

2. Начать писать фантастику, в целом, полноценную, хоть и под гнётом цензуры, но не так как в сталинские времена.

3. Экспериментировать с персонажами, жанрами.

4. Разочарование. Разочарование в том, что не сбылось. Никакой свободы творчества никто не получил. Фантасты снова вынуждены были вернуться к протоптанным тропам победы советской науки, к переигрываниям тем борьбы с фашизмом «Парень из Преисподней», «Глиняный бог», демонстрации пороков капиталистического общества «День гнева». «Планета бурь» (сцена с роботом) и др.

Две «оттепели»

60-е и 80-е дали второй шанс советскому искусству и советской фантастике. если в 60-е научная фантастика начинает зарождаться как полноценный жанр, то в 80-е, она этим жанром становится, в более полноценном виде.