Найти в Дзене
С Богом по жизни

Если есть Бог, то почему Он допускает, чтобы было так много страданий?

Оглавление

В Перу содрогнулась земля, и тысячи людей погибли, будучи погребены под сдвинувшимися массами грязи. В Мехико землетрясение убило многие тысячи людей. В Восточном Пакистане циклонические ветры и море затопили деревни, унеся сотни тысяч жизней. Во Вьетнаме ни в чем не повинные женщины и дети погибали в зверствах войны. В Австралии исчезла восьмилетняя Вики, а более чем через год было найдено ее разложившееся тело; над ней надругались и убили, она была принесена в жертву нечеловеческой похоти другого человека.

Если есть Бог, то почему Он позволяет, чтобы было так много страданий в мире? Видя мучения ребенка, ужасы войны, думающие люди делают вывод: “Конечно, Бога нет. Если бы Он был, Он не допустил бы столько страданий”.

Библия рассматривает этот вопрос. В книге Иова задается вопрос: “Почему страдают праведные?” В Псалме 72 автор отмечает благоденствие неправедных и делает вывод, что бесполезно пытаться жить праведно (ст. 3, 12, 13). Аввакум вопрошает, как же Бог может молчать, когда “нечестивец поглощает того, кто праведнее его” (Авв. 1:13). Или как кто-то сказал: “Почему Бог молчит, когда зло бушует?”

В Новом Завете Иисуса спросили о человеке, который родился слепым: “...Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Ин. 9:2). Когда нас настигает беда, мы часто спрашиваем: “Кто согрешил?”

Каков же ответ? Почему человеку суждено бывает родиться слепым? Почему Бог позволяет нечестивому народу уничтожить народ праведный? Почему неправедные процветают? Почему праведные страдают?

Хотя мы не знаем ответов на все вопросы, кое-какие ответы есть, и это должно укрепить нашу веру.

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ НЕВИННЫЕ?

Почему невинные страдают, понять очень трудно. Мы не возражаем, когда страдают злые люди. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь сказал: “Если Бог есть, то почему он позволил Гитлеру страдать?”

Но не так в случае страдания невинных. Мы мыслим категориями справедливости, и нам представляется несправедливым, когда наказывают невинных. Почему страдают праведные? В силу многих причин.

Во-первых, невинные могут страдать, потому что в страдании есть определенный смысл

Псалмопевец писал: “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим” (Пс. 118:71; ср. Евр. 12:11). Иногда болезнь может быть лучше для нас, чем здоровье, а боль - более благотворной, нежели удовольствие. Страдание может выработать характер, научить сочувствию, уменьшить стремление к материальным благам и привести нас к Богу. Мы слышали о людях с физическими недостатками, достигших больших результатов несмотря на свои увечья. Возможно, следует думать, что свои высоты они покорили благодаря постигшему их несчастью. Может быть, Хелен Келлер, писательница и преподаватель высшей школы, стала одной из самых вдохновляющих фигур прошлого века не вопреки тому, что с раннего детства была слепоглухонемой, а благодаря этим препятствиям. Страдания открывают путь к совершенствованию характера.

Во-вторых, их страдания могут быть следствием греха

Страдание пришло в мир из-за греха, и оно продолжает мучить человечество из-за греха. В книге Иова 4:8 Елифаз утверждает общепринятую истину, говоря: “Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его”. Новый Завет соглашается с этим: “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7). Если не в этой, то в загробной жизни, но нечестивые страдают из-за своего греха (Рим. 6:23).

Но трагедия греха в том, что наряду с виновными страдают невинные! Когда во Второзаконии 5:9 Бог утверждал, что будет наказывать детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, Он говорил о цепной реакции греха. Рассмотрим следующие примеры. Первый: отец-пьяница, воспитывающий детей в атмосфере невоздержанности и безнравственности. Сколько последующих поколений будет страдать из-за его греха? Болезни, нищета, ранняя смерть, умственные расстройства могут поразить и его детей, и его внуков. Второй пример: один подросток сбил на автомобиле троих, включая милую молодую женщину, которая до этого была миссионеркой во Франции; все трое погибли. У парня, который был пьян и ехал слишком быстро, не было даже водительских прав. Почему пострадали те невинные люди? Из-за греха этого подростка! Третий пример: на войне невинные страдают так же, как и виновные в ней.

Грех порождает страдание, и при этом невинные страдают в равной степени с виновными.

В-третьих, невинные могут страдать из-за того, что человек хрупок и подвержен ошибкам

Грех всегда вызывает страдания, но не все страдания являются следствием греха. Иисус объяснил это, когда отвечал на вопрос о слепом: “...Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин. 9:3). У иудеев было ошибочное мнение, что всякое страдание есть результат греха, но Иисус опроверг это.

Иногда страдания бывают вызваны ошибочным суждением человека. Он неправильно оценивает, как далеко он может заплыть, и в результате тонет. Никакого греха здесь нет - просто человеческая ошибка, которая ведет к человеческим страданиям. Крушение поезда в Австралии стало причиной смерти девяти человек. Вина за этот несчастный случай была возложена на “человеческую ошибку”. Причиной аварии оказалось свойство человека ошибаться, а из-за этой ошибки пострадали невинные.

Пока мы живем в этом мире, населенном несовершенными, склонными создавать аварийные ситуации людьми, можно ожидать ошибок, которые будут причинять вред невинным так же, как и виновным.

В-четвертых, невинные могут страдать, сталкиваясь с законами природы

Фактически мы не нарушаем законов природы, потому что, когда мы им не подчиняемся, они разрушают нас! Нарушьте закон земного тяготения, и вы разобьетесь!

Но почему страдают невинные, например, при землетрясениях и тайфунах, когда они, явно, не нарушали никаких законов природы?

Представьте себе нашу вселенную в виде гигантской машины. Ее колеса и зубцы движутся беспрерывно. Происходят управляемые взрывы, поршни работают с фантастической быстротой, неутомимо трудятся системы охлаждения и нагрева. Вырабатывается, направляется по соответствующим каналам, используется и рассеивается невероятной силы энергия. Все это происходит в соответствии с законами, некоторые из которых нам известны, а некоторых мы не знаем.

И вот мы идем, не вокруг этой машины, не поверх, а сквозь нее! Нам известны некоторые правила, некоторые законы, несколько особо опасных мест, так что мы можем обойти эту коробку передач или тот бьющий, как молот, поршень. Но нам не известны они все, и мы не можем избежать всех источников опасности! Рано или поздно, но мы столкнемся с одним из тех огромных вращающихся маховиков или невзначай наступим на один из тех зубцов, или окажемся посреди одного из тех взрывов. Когда такое случается, то что мы сделали неверного? Ничего - за исключением того, что попали в механизм действия вселенной!

Это единственная “ошибка”, которую совершают люди, погибающие в землетрясении. Некая гигантская внутренняя сила непреодолимо сотрясает землю, и они умирают просто потому, что оказались на пути действия сил природы.

Есть ли у нас право в таких случаях говорить: “Остановите мир. Я хочу сойти”? Можем ли мы задержать бурю до тех пор, пока не окажемся в безопасности? Законы природы продолжают действовать, находимся мы на их пути или нет. Следовательно, люди, включая невинных, продолжают страдать.

ПОЧЕМУ БОГ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ?

Мало кто не согласится с тем, что было только что сказано. Невинные, действительно, страдают, и страдают они по указанным выше причинам. Но тогда вопрос меняется: “Если есть Бог, то почему Он не предотвращает страдания?” Почему Он не удерживает плохих от причинения вреда хорошим? Почему он не удерживает добрых людей от ошибок и не уберегает невинных от того, чтобы им причиняли зло чужие ошибки? Почему Он не управляет вселенной так, чтобы невинные не страдали от действия сил природы. Рассмотрим два возможных ответа.

Бог не вмешивается, потому что Он должен уважать природу человека

Человек обладает свободой нравственного выбора. Он совершает действия по своему выбору, его решения не предопределены заранее. Человек свободен принять неверное решение, чем навредить себе и другим. Если Бог позволяет человеку быть человеком в полной мере, Он должен предоставить ему такую свободу.

Бог дает человеку такую свободу для собственного блага человека. Хотели бы вы быть роботом, марионеткой? Он дает эту свободу для блага других. Наша свобода означает, что мы вольны идти на жертвы, любить и служить другим. Он также дает эту свободу для Божьей славы. Он создал человека, чтобы тот прославлял Его, но какая может быть слава в человеческом служении своему Создателю, если у человека нет возможности иного выбора.

Бог не вмешивается, потому что Он должен уважать природу вселенной

Бог посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Таким образом, неправедные пользуются благами природы так же, как и праведные, а праведные страдают от сил природы точно так же, как и неправедные.

Почему Бог позволяет природе благословлять и проклинать тех и других в равной мере?

Во-первых, потому, что мы живем во вселенной, управляемой законами. Если бы Бог произвольно отменял законы вселенной для того лишь, чтобы оказать предпочтение праведным, то наступил бы хаос. Вселенная управлялась бы не по закону, а по прихоти. Понравилось бы нам такое положение вещей?

Во-вторых, Бог позволяет природе как благословлять, так и обрекать на страдания и праведного, и неправедного, потому что Его избавление от боли нескольких может принести боль многим. То же самое наводнение, которое становится причиной смерти людей в верховьях реки, питает влагой посевы, которые кормят тысячи живущих в ее низовьях. Если бы Бог спас нескольких от наводнения, то Он тысячи бы обрек на голод в результате засухи.

В-третьих, Бог позволяет природе благословлять и заставлять страдать и тех, и других, потому что материальное покровительство праведным могло бы заставить многих служить Ему из неверных побуждений. Если бы страдали только безбожники, а праведники всегда процветали, то кто бы служил Господу? Скорее всего, все. А почему? Исключительно ради “хлебов и рыб”. А Бог хочет, чтобы люди служили Ему и славили Его по правильным мотивам.

Бог должен уважать природу вселенной, которую Он создал, вселенной, которая управляется законами, установленными Им самим, и которые Он не нарушает только для того, чтобы защитить невинных.

Почему Бог создал такую вселенную? Почему было не сотворить мир, в котором никогда бы не происходило природных бедствий? Есть несколько ответов на этот вопрос, и один из них таков: “Если вы так много знаете о том, как создать вселенную, то почему бы вам не попробовать сотворить свою собственную?” Пока мы не умеем делать то, что может делать Бог, и не знаем того, что может знать Бог, нам не следует критиковать сделанное Богом.

А вот еще один ответ на вопрос “Почему Бог не вмешивается”: Бог уже вмешался и, вообще, Бог вмешивается!

Бог уже вмешался, когда послал Сына Своего научить людей любить друг друга. Он помогает залечивать боль человечества, действуя через тех, кто следует учению Христа. Бог действительно вмешивается, отвечая на молитвы Своих детей. Вспомните, что Езекия, узнав о надвигающейся смерти, молился Богу, и Бог дал ему еще пятнадцать лет жизни (4 Цар. 20:16). Сегодня, когда мы молимся, Бог не отвечает чудесами, как Он это делал во времена Нового Завета. Но Он в самом деле помогает тем, кто молится Ему. Только вечность откроет нам, сколько раз Он ответил на наши молитвы. Бог не пустил вселенную на самотек. Христос по-прежнему поддерживает ее. Бог по-прежнему отвечает на наши молитвы!

Почему Бог не отвечает на все молитвы? Потому что на это не всегда бывает Его воля. Иногда для достижения Его целей бывает надо, чтобы у человека, любимого Им, случилось что-то плохое. Поэтому мы молимся, как Иисус: “Не как я хочу, но как Ты”, веруя, что Бог, безусловно, сделает так, как лучше для достижения Его целей.

Но на ум приходит третий вопрос. Поскольку нас окружает так много бессмысленного страдания, и иногда кажется, что Богу все равно, мы спрашиваем...

ЗАЧЕМ ВЕРИТЬ В БОГА?

Нам следует верить в Бога, потому что нет лучшей альтернативы!

Без Бога нет удовлетворительного объяснения всех страданий в мире. Атеист вынужден считать, что страдание является результатом воздействий слепых сил природы, закона джунглей, существования, в котором предполагается бессмысленность. Но такое объяснение не удовлетворяет! Даже те, кто отверг идею существования Бога, продолжают искать ответы на свои вопросы, искать смысл.

Кроме того, без Бога нет объяснения всем благословениям в этом мире. Сидней Харрис выразил это так:

«Излюбленный аргумент тех, кто возражает против идеи имеющего Свои замыслы Бога - существование в мире зла. “Как может милосердный Бог, - спрашивают они, - позволить, чтобы существовало и процветало так много дурного?” Я всегда предпочитал отвечать на этот вопрос, выворачивая его наизнанку и противопоставляя этим людям то, что я называю “проблемой добра”. Как они объясняют существование в мире так много хорошего? Как это произошло, что человек... поднялся до высот любви, альтруизма, самопожертвования? Зачем ему отдавать свою жизнь за друга? Почему он должен жертвовать своим благополучием ради других? Почему история человечества озарена героями и мучениками, которые добровольно умирали за идею, более великую, чем они сами? Мы склонны принимать, как должное, добродетели человечества и поносить его пороки. Но почему у человечества вообще есть добродетели, которые были бы выше, чем у скорпиона или паука? У нас гораздо больше оснований радоваться Божьей благости, чем ругать человеческое несовершенство».

Разве не так? Разве в мире не столько добра, что надо изумляться? На самом деле, единственное, что позволяет нам распознать страдание, - это то, что мы имеем так много благословений! Вы не смогли бы понять, что такое темнота, если бы никогда не знали света. Вы не узнали бы, что боль есть боль, если бы постоянно испытывали только ее. Вы не подозревали бы, что больны, если бы никогда не знали, что такое быть здоровым. Фактически, мы можем жаловаться на страдание только потому, что благословлены с таким избытком.

Вопрос состоит в следующем: откуда пришли все эти благословения? Из бессмысленной вселенной, случайно? Вряд ли! Они должны быть посланы Богом! Я утверждаю, что перед атеистом стоит проблема гораздо более сложная, чем перед христианином. Атеист спрашивает нас: “Если есть Бог, то почему столько страданий ?” Мы же спрашиваем его: “Если Бога нет, то почему так много благословений? Почему в мире вообще существует добро?”

Конечно, у христианина всегда есть последний ответ на вопрос, который мы рассматриваем: мы можем не знать сейчас, но придет время, и мы узнаем. Когда-нибудь мы поймем! Мы верим, что Богу виднее. Мы верим, что Бог во всем действует во благо Своей конечной цели (Рим. 8:28). Благодаря вере мы способны переносить и светлую, и темную стороны жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вера христианина делает его сильнее перед лицом жизненных испытаний, разочарований и страданий. А что сделало для вас ваше безверие? Придало ли вам силы сомнение? Помогло ли неверие жить более полной и победоносной жизнью среди мирских невзгод?

Не пора ли отказаться от прежних своих убеждений, уступить и отдаться на волю Божью? Положитесь на Него в вере и послушании, и Он позаботится о вас. Тогда вы сможете быть уверены в том, что все будет содействовать вам ко благу, что, какие бы страдания ни выпали вам на долю, вы обретете дом с Богом в вечной жизни, и что однажды Он все сделает понятным!

Покаяние | С Богом по жизни | Дзен