В Брюсселе уже вторую неделю продолжается один из самых авторитетных исполнительских конкурсов в мире, носящий имя королевы Бельгии Елизаветы.
Этот конкурс, фактически, семейное предприятие, и существует он на частные деньги. Важный нюанс заключается в том, что семья не простая, а королевская.
Елизавета, Фабиола и Матильда
Основательница конкурса - одна из бельгийских королев Елизавета (супруга короля Альберта I) - была скрипачкой, пианисткой (в любительском формате), поклонницей творчества крупного бельгийского скрипача Эжена Изаи. В 1937 году (уже после смерти Изаи) она воплотила в жизнь его мечту - организовать в Бельгии международный конкурс исполнительского искусства.
Умерла Елизавета в 1965 году, и с тех пор в королевской семье не было людей, настолько увлечённых музыкой, как она. Но конкурс остался как культурное достояние Бельгии, и патронаж над ним передаётся по наследству - как правило, его курируют королевы.
После Елизаветы эту эстафету приняла королева Фабиола.
А после её смерти в 2013 году обязанности Почётного президента конкурса взяла на себя супруга нынешнего короля Альберта I Матильда.
Посещение конкурсных выступлений - одна из традиций королевской семьи. Как правило, визиты короля Филиппа и королевы Матильды, а также юных членов их семьи приходятся на финальный этап конкурса. По его окончании королева устраивает обед для членов жюри и приём для всех финалистов с обязательной фотосессией.
Торжественное вручение Гран-при ("премии королевы Елизаветы") победителю (это 25000 евро) - тоже прерогатива королевы.
Теперешняя королева Бельгии Матильда, не дожидаясь финала, уже дважды посетила полуфинал. Её выбор пал на выступления кореянки Su Yeon Kim - единственной девушки, прошедшей во второй тур - и нашего Сергея Редькина.
Трудно сказать, насколько королева Матильда разбирается в тонкостях музыкального исполнительства, но, судя по некоторым деталям, наш пианист произвёл на неё довольно сильное впечатление.
2 фото
Сергей Редькин
Сергей Редькин понравился не только королеве. Интонация пиетета сквозит в отзывах прессы. "Спокойствие авторитета", "элегантность и целеустремлённость" - сумма этих и других характеристик в обзоре Nicolas Blanmont, опубликованного в главной бельгийской газете "La Libre", тянет на пять с плюсом по пятибалльной системе.
Сергей Редькин выглядел в полуфинале не как конкурсант, а почти как мэтр, почтивший своим присутствием это мероприятие.
Ему 29 лет, он исполнитель с большим конкурсным опытом, обладатель третьей премии конкурса Чайковского, концертирующий пианист с большим репертуаром. Прошёл стажировку в Музыкальной капелле королевы Елизаветы.
Фрагмент из выступления Сергея Редькина в полуфинале (Этюд-картина ля минор Рахманинова):
Российский след на конкурсе королевы Елизаветы
К русской исполнительской (фортепианной и скрипичной) школе здесь вообще особое отношение, не только потому, что это общеизвестный бренд на Западе.
⭐"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте
Сама история этого конкурса началась с грандиозной победы России, точнее, СССР.
Вот как выглядела доска почёта Первого конкурса королевы Елизаветы (он был скрипичным). В первой шестёрке победителей советские скрипачи заняли первое (Давид Ойстрах), третье, четвёртое, пятое и шестое места:
В следующем году победителем фортепианного конкурса стал Эмиль Гилельс, а третью премию взял Яков Флиер.
Не только довольно строгие требования этого конкурса и высокий профессиональный статус жюри, но и уровень его первых победителей определили на десятилетия его авторитет в музыкальном мире.
⭐Детские музыкальные конкурсы: кому они нужны?
P.S.
Как было только что объявлено, в финал конкурса королевы Елизаветы прошли все трое российских пианистов: Виталий Стариков, Дмитрий Син и Сергей Редькин.
Финальные соревнования начнутся 24 мая. За это время участникам нужно будет разучить незнакомое сочинение современного французского композитора для фортепиано с оркестром.
А пока можно посмотреть архивные записи выступлений в первом и втором турах на 👉сайте конкурса королевы Елизаветы.