В декабре 1277 года один монах-доминиканец из города Кольмара в Эльзасе начал немудреные анналы. Записывал, что слышал: в среднем, по одной фразе в неделю. Выглядит это примерно так:
«В праздник св. Петра к нам прилетели аисты. Слуга епископа выколол глаза жителю Фрайбурга. В Касселе сын батрачки за два года одолел латынь, риторику и диалектику. Жители Фрайбурга разрушили замок епископа. Четверть пшеницы стоила пять пфеннигов. Король уехал воевать в Саксонию. Мул ожеребился. Фрайбург отлучен от церкви».
Такие сообщения не связаны и не объяснены. Понять, почему «Фрайбург отлучен от церкви» – очень просто, потому что я этот пример придумал для наглядности. В реальном тексте – все запутаннее. Чтобы понять смысл бесконечных «А пошел на Б», надо хорошо представлять себе контекст, а в идеале – быть медиевистом-германистом.
Почему я все же взялся за «Кольмарские анналы»? Потому что это дико интересно, на мой взгляд. Столько дорогой средневековой «бытовухи», где еще ее найдешь?
Давайте поглядим, что в Кольмаре, в Эльзасе и во всей Германии творилось в 1278 году (первый год хроники)! Эти события попали в поле зрения любознательных доминиканцев.
Король Рудольф
Тихий Эльзас внезапно оказался в центре мировой политики. Ведь здесь находятся владения графа Рудольфа Габсбурга, которого несколько лет назад князья избрали королем Германии. Первого короля в этой известной семье!
Дело в том, что многие германские князья боялись усиления чешского короля Пржемысла Отакара: во время прежних смут Пржемысл прибрал к рукам бесхозное герцогство Австрийское и несколько других крупных владений – до Адриатического моря.
Первый раунд боя остался за Рудольфом: ему удалось вытеснить чехов из Австрии. Однако могущественный Пржемысл собирал силы. Готовился к схватке и Габсбург, так что ополчение эльзасских рыцарей во главе с Базельским епископом двинулось в Австрию. За ситуацией «в тылу» следила королева Гертруда, города Эльзаса приносили ей отдельную присягу.
Король Рудольф был тонким дипломатом. Он не стремился выйти в императоры и не имел итальянских амбиций. Потому первый монарх-Габсбург получил поддержку папы, очень важную.
Ночь святой Гертруды
Однако и у мудрого Рудольфа случались «проколы». Война стоит серьезных денег, и вот для короля собирают налоги… В городе Аахен сбор проводит верный вассал короля – граф Вильгельм Юлихский. Доблесть вассала хорошо вознаграждалась: за последние десятилетия верный Вильгельм в два раза увеличил размер своего графства. Должно быть, в Аахене он решил собрать побольше денег не только для сеньора, но и для себя любимого. Чем это кончилось, вы понимаете… Внезапно Аахен восстал, и доблестный вассал погиб вместе с двумя сыновьями и множеством рыцарей.
Аахен был важным городом и местом коронации… В общем, в тылу у короля Рудольфа вспыхнула еще одна война. Горожане не успокоились:
Жители города, называемогоАахеном, взяли один замок со всем гарнизоном: из них пятнадцать они умертвили мечом, остальных посадили в тюрьму.
Кончилось тем, что аахенцам пришлось понести наказание… всего лишь заплатить выкуп вдове убитого! Можно поэтому признать: городской бунт окончился для города удачно.
Битва за Австрию
Но главные события этого года разворачивались на востоке. Чешский король был тоже не дурак и захотел переманить на свою сторону германских князей, пообещав им деньги. Пржемысла подвело одно – свара между немецкими князьями. Кроме того, и папа напугал этих господ отлучением от церкви. И все же под знаменами короля Чехии сражалось много немцев. Зато на стороне Рудольфа выступил противник чехов – юный венгерский король Ласло Кун.
Битва трех королей произошла 26 августа 1278 года и окончилась полной победой Габсбургов и Венгрии (битва у Сухих Крут, или битва на Моравском поле). В этом бою пал смертью храбрых Пржемысл Отакар. Сражение было упорным, победители тоже несли серьезные потери, и Кольмарская хроника говорит о смерти двух баронов из Эльзаса.
Однако время праздновать победу.
Некоторые, пришедшие из Вены, рассказывали, что король Рудольф многих посвятил в рыцари и давал им платья и подарки.
С тех пор Рудольф – и 20 поколений его потомков – правили австрийцами. В нашем сознании «Австрия» и «Габсбурги» – это практически синонимы. Так было только с 1278 года.
Герои тыла
Пока король сражался далеко на востоке, веселые немецкие бароны не теряли времени и «отжигали». Кольмарская хроника фиксирует три небольших усобицы, не очень далеко от города. Две произошли в Эльзасе.
Владетель Глирса разграбил долину Зорнегау и умертвил троих дворян.
И еще:
Граф Пфирта захватил аббата Луксейльского.
И третья – в Швабии:
Граф Эгино Фрайбургский похитил у жителей Оффенбурга вблизи городских ворот двадцать лошадей; однако жители погнались за ним и вступили в стычку, при которой с обеих сторон многие были ранены.
Такие стычки были практически рутиной. Каждый год кто-то на кого-то ходит в походец. При этом вокруг – мир и благолепие, и горожане, и крестьяне занимаются своими повседневными делами.
Хлеб и вино
Об урожаях, чудесах, делах церковных, разных происшествиях в Кольмаре и его окрестностях, а также и о новостях из дальних стран – в следующей статье по ссылке.
Каталог всех моих статей, посвященных истории и краеведению.
Читайте также:
Войдем в средневековый Кремль
Удивительная судьба одной семьи – с XV по XX век
Редкие и уникальные дворянские титулы