Два послания к Тимофею, истинному сыну по вере, как пишет Апостол Павел, были написаны, как считают многие исследователи Библейских текстов, в Риме. Но судя по тексту первого послания, оно могло быть написано примерно в промежутке между 50 и 64 годами н.э., а второе послание, одно из не многих писем Павла, которое он мог написать находясь в Риме, перед своей смертью, датируется примерно серединой или концом 60-х годов н.э. (64 – 66 годы).
Тимофей был молодым христианином из Азии (современная Турция). Он был на половину Иудей, так как его мать была евреянка а отец элин (принадлежал к другой национальности). Когда Павел встретил его (Деян 16:1-3), он захотел взять его с собой в миссионерское путешествие.
Мы рассмотрим эти послания кратко, не разбирая их подробно. Посмотрим на общую суть посланий, о чём они? Посмотрим ключевые моменты, трудные места и трудные стихи, этих посланий. Потому что многое, что мы не упомянем в этой статье, понятно и без детального разбора. И каждый, кто откроет эти послания, без труда сможет понять то, что мы не озвучим здесь.
Первое Послание к Тимофею (краткий обзор Книги)
Глава 1: Приветствие, увещевание (о здравом учении) и назидание Тимофея Павлом.
В 18 стихе такие слова как «сын мой», говорят о том, что Павел является духовным отцом Тимофея, которого он «родил» проповедью своею (благовествуя ему).
Глава 2: Наставления Павла Тимофею, как должно поступать христианам.
В этой главе можно обратить внимание на 15 стих, где говориться: «спасётся через чадородие». Скорее всего это означает – если женщина будет правильной (духовно), добродетельной женой, то она будет спасена или по другому – сможет обрести вечную жизнь на небесах.
Глава 3: Учение о Церкви (о её служителях)
Во 2 стихе обратите внимание на слово «епископ», оно означает «служитель, старейшина, пастырь». В 8 стихе обратите внимание на слово «диаконы», оно означает «служитель, помощник».
Глава 4: Наставление Павла о лжеучителях и о том, как и чем должен заниматься настоящий христианин.
В 14 стихе мы можем обратить внимание на такое выражение: «по пророчеству». Судя по всему, это может означать, что тогда, в I веке н.э., Святой Дух который действовал (чудеса, дары, знамения) на земле с верующими, предрёк что либо о человеке по имени Тимофей.
Также, в 14 стихе упоминается слово «священство». Оно может означать как просто христиан, имеющих Дары Духа, так и пресвитеров церкви, в связи с этим сравните например такие стихи из Библии Отк 1:6; 1 Пет 2:9; 1 Тим 5:17-19.
Глава 5: Продолжение поучения Павлом Тимофея о том, как нужно поступать в церкви Бога, Его Доме. Эта глава говорит о разных христианах, например: о старцах, вдовах, пресвитерах.
Давайте обратим внимание на 16 стих, там есть такие слова «имеет вдов», они означают «вдов из родственников христианина или христианки». А также в этом стихе есть и такие слова: «истинных вдовиц», они означают, что эти вдовы не имеют никого, у них нет родственников, они одиноки.
В 24 стихе сказано «грехи некоторых людей явны», это может означать, что человек не скрываясь, не прячась, не таясь, грешит в открытую никого не стесняясь. В 25 стихе сказано: «а если и не таковы», означает, что если сейчас их никто не замечает, то в последствии увидит.
Глава 6: О деньгах, богатстве, власти и ложном Евангелии (поучение Павла Тимофею).
В 3 стихе можно обратить внимание на такие слова: «учению о благочестии», это означает «подлинное Богопочитание». В 14 стихе обратите внимание на слово «заповедь», оно означает, всё учение а не какая-то его часть. В 15 стихе слово «Которое», означает «явление, пришествие».
В 20 стихе сказано: «прекословий лжеименного знания», означает то, что люди привыкли ложно называть знанием, например другие учения, на самом деле не являются истинными знаниями.
Краткий итог: поучение Павла о церкви, о христианах, о жизни христиан
Второе Послание к Тимофею (краткий обзор Книги)
Глава 1: Приветствие и назидание Павла Тимофею. В этой главе Павел упоминает о верности, любви, терпении и здравом учении.
Глава 2: Павел продолжает назидать Тимофея и говорит ему, держаться образца здравого учения.
13 стих в современном переводе может иметь следующую интерпретацию: «Если все грешны или мало верующих, то это не значит, что спасения не существует».
В 14 стихе слово «словопрения», означает – споры между людьми. В 18 стихе слово «воскресение», возможно означает – учение о воскресении мёртвых. В 21 стихе слово «сего», означает – от неправды, лжи, ереси. В 23 стихе слово «состязаний», тоже означает споры между людьми.
Глава 3: Эта глава говорит о грешниках, хулителях, лжеучителях, а также об истинном учении Бога.
1 стих этой главы возможно говорит о I веке н.э. сравните например 1 Посланием к Тимофею 4:1. 15 стих сравните с Евангелием от Иоанна 5:39. В 11 стихе говорится о городах в Галатийской области (современная Турция).
Глава 4: Последние напутственные слова Павла Тимофею (о неверующих, лжеучителях, о благовестие, о человеческой слабости, и приветствие Тимофею от других христиан).
В 1 стихе слово «в явлении» может означать то, что после смерти физической, человек получает спасение (если умер праведником), или осуждение (если умер грешником). А также возможно, этот стих говорит о I веке н.э.
В 10 стихе выражение «возлюбив нынешний век», возможно имеется в виду «больше полюбил мирское» – славу, деньги, имущество и т.д. В 13 стихе слово «фелонь» – это тёплая накидка. В 17 стихе словосочетание «львиных челюстей», означает – что Бог спас Павла от злых людей.
Краткий итог: здесь говорится в основном об истинном учении Христа (здравом, правильном), а также о лжеучителях привносящих раскол в церкви.
Заключение
В этих двух письмах к Тимофею, Павел назидает его в том, как должен жить настоящий христианин. Что он должен делать, как поступать в той или иной жизненной ситуации. Павел много говорит об устройстве церкви (собрание верующих людей) и о том, для чего и почему нужно так устраивать её.
Павел также в своих письмах упоминает здравое, правильное и трезвое учение Христа, о том что нужно следовать ему (этому учению), а не ложным знаниям и россказням лжеучителей, которые привносят в церковь рассолы, смуты, ссоры.
Использованная литература
- Библия. Синодальный перевод
- Библия. Современный перевод
- Библейская энциклопедия