Найти в Дзене
Киноobzor

Канны-2000: Танцующая в темноте [Золотая пальмовая ветвь]

Оглавление

Итак, я продолжаю разбирать творчество скандального режиссера Ларса Фон Триера, чьи картины так полюбились зрителям именно за свою искренность в высказывании автора на различного рода темы. Несмотря на частые обвинения режиссера в эксплуатации задействованных в его фильмах актеров, чересчур резких и откровенных самовыражениях, однажды Фон Триер был даже удостоен «Золотой пальмовой ветви» за единственный в своей карьере мюзикл «Танцующая в темноте», о котором пойдет дальнейшая речь.

Синопсис Штат Вашингтон, 1964 год. Иммигрантка из Чехословакии Сельма сводит концы с концами. Она работает сутки напролет, днём изготавливая жестяные тазы, а вечером собирая шпильки в специальные упаковки. К тому же меньше через год Сельма потеряет зрение и, что самое ужасное, эта болезнь наследственна и грозит её сыну. По этой причине женщина круглыми сутками вкалывает на работе, чтобы скопить нужную сумму денег для операции сыну. Однако судьба готовит ей более жестокие и несправедливые испытания.

-2

Игра актёров В плане актерского состава фон Триер не изменил своим принципам и задействовал в нем актеров, которые участвуют практически в каждом его фильме. В данном случае имеется в виду участие Жан-Марк Барра, Стеллана Скарсгарда, Удо Кира, Желько Иванека и Йенса Альбинуса. И хотя их участие было либо эпизодическим, либо в качестве актеров второго плана, всё равно было приятно их увидеть. Однако, конечно, «Танцующая в темноте» стал первым полноценным актерским дебютом для легендарной исландской певицы Бьорк, исполнившей роль Сельмы. Актриса/певица прекрасно вжилась в образ матери-одиночки, которая, будучи иммигранткой из стран советского блока, обреченная на вечную слепоту, вкалывающая, как проклятая на нескольких работах, продолжает с радостью смотреть на жизнь и, несмотря на тяготы, спасается в своем воображении, представляя себя героиней мюзиклов. Также безумно понравилось исполнение Катрин Денёв в роли лучшей подруги Сельмы Кэти, которая во всем и всегда стоит за главную героиню, пытаясь помочь даже тогда, когда эта помощь бессмысленна.

-3

Режиссура Как и предыдущие работы из трилогии «Золотое сердце», «Танцующая в темноте» также снята ручной камерой, отчего во время просмотра складывается ощущение документальности. Однако фильм не соответствуем критериям киноманифеста «Догма 95», поскольку действие сюжета происходит в США, а не в Дании, в 1964-м году, а не в 1999-м, когда он был снят, и в нем фигурирует убийство и смерть, которые как бы запрещены манифестом. Несмотря на это, «Танцующая в темноте» всё также отличается присущей для режиссера откровенностью в манере повествования. Однако эта откровенность выражается не в излишнем эротизме, а именно в эмоциональном давлении, вызванным жестоким изображением непростой судьбы главной героини, которую жизнь бьёт снова, и снова, и снова. Тут и работа, и жизнь впроголодь, о наступающая слепота, и дискриминация из-за её иммигрантского происхождения, а затем убийство, суд и скорая казнь. В общем, дабы немного отвлечься от этих тягот, режиссер вместе с главной героиней проваливается в её фантазии, где она – героиня мюзикла, и самые драматические сцены могут смотреться легко, душевно и без лишних переживаний. Такое сочетание разнополярных чувств и эмоций производит необычное и при этом приятное впечатление от просмотра.

-4

Сценарий Действие сюжета происходит в Америке в 1964 году. Главная героиня Сельма, иммигрантка из Чехословакии, живёт в небольшом городке в штате Вашингтон. Она живет вместе с сыном в крошечном трейлере, который арендует у супружеской пары полицейского Билла и его жены Линды. По вечерам она участвует в репетициях мюзикла «Звуки музыки», где ей досталась партия Марии. Но всё же большую часть времени Сельма без устали работает и работает. Она даже соглашается на ночную смену на заводе по изготовлению жестяных товаров. А еще Сельма скрывает от всех страшную тайну: меньше чем через год она ослепнет, и эта болезнь уже настигла её малолетнего сына. Поскольку у нее на родине медицина не достигла таких размахов, как в США, Сельма поэтому и переехала в другую страну, чтобы скопить необходимую сумму денег и оплатить операцию сыну, чтобы тот смог «увидеть своих внуков». И вроде осталось собрать совсем немного, и заветная мечта Сельмы вот-вот сбудется, но судьба готовит ей череду суровых испытаний. Сначала её увольняют с работы, т.к., пока Сельма «витала в облаках», воображая себя героиней мюзикла, она невольно сломала станок. Затем её домовладелец Билл крадёт её деньги, чтобы выплатить кредит по дому, т.к. банка грозит отнять его. И кульминацией всего этого становится суд, который окончательно определит судьбу Сельмы. В общем перед зрителем разворачивается сентиментальная и очень тяжелая драма о жизни иммигрантки, спасающейся от слепоты и безысходности в воображаемых танцах и музыке.

-5

Итог В общем и целом, «Танцующая в темноте» действительно является радикальным мюзиклом, закрывшим XX век. Фильм одновременно цепляет своей откровенностью, одновременно явной нелюбви фон Триера к американским ценностям, которые по факту убивают человеческую душу, и в то же время своей какой-то душевностью и добротой. Чтобы понять этот фильм, его следует увидеть. Поэтому без лишних слов просто порекомендую его к просмотру.

Интересные факты о фильме и создателях:

  • На Каннском кинофестивале в 2000 году фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви». Кроме того, исполнительница роли Сельмы певица Бйорк была удостоена награды за лучшую женскую роль.
  • В 2001 году фильм получил номинацию на премию Оскар за песню «I’ve seen it All».

Если вам понравился данный обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Также буду рад вашему мнению на фильм в комментариях ниже. Скоро вас ждут новые обзоры на фильмы и сериалы, о которых вы могли не знать, но которые точно захотите увидеть.