Я уже рассказывал о главных православных храмах Гатчины – Павловском и Покровском соборах и Покровской церкви в Егерской Слободе. В этой статье речь пойдёт о гатчинских храмах других христианских конфессий.
В Гатчине и вокруг неё в дореволюционные годы жило довольно много финнов-ингерманландцев и эстонцев, принадлежащих к лютеранской церкви. Поэтому в Гатчине, Шпаньково, Молосковицах, Губаницах действовали лютеранские кирхи. В Гатчине их было две. После 1917 года и последующих потрясений верующих лютеран почти не осталось. Но кирха Св. Николая в Гатчине на улице Гагарина (бывшая Кирочная, от слова кирха) действует, и люди собираются на службы.
Первое здание кирхи, построенное в 1793 году, было деревянным. Каменное здание в стиле классицизма построено в конце 1820-х годов. В 1938 году кирху закрыли. Здание сильно пострадало во время войны. В 1960 году здание восстановили и отдали детской спортивной школе. А в 1995 году здание вернули евангелическо-лютеранской церкви. В том же году кирха была торжественно освящена вновь.
Сейчас кирха стоит в окружении добротных трёхэтажных жилых домов, построенных для сотрудников Ленинградского (ныне Петербургского) института ядерной физикм им. Константинова (ЛИЯФ, ныне ПИЯФ). Надо сказать, что архитектура этих домов в определённой степени гармонирует с архитектурой кирхи.
В одном из таких домов на проспекте 25 Октября расположен известный в Гатчине магазин, имевший народное название Атомный. В советское время магазин был очень популярен, поскольку туда для сотрудников ЛИЯФа часто завозили дефицитные при социализме продукты. Когда в начале 90-х магазин стал частным, он стал называться Атомным официально. Увы, теперь это необычное название утрачено.
Ещё одна кирха расположена на южной окраине Гатчины, в Малых Колпанах на Центральной улице. Храм Св. Петра построен около 1800 года архитектором А.Д.Захаровым, главным архитектором Гатчины, будущим автором Адмиралтейства в Петербурге. Место для кирхи было выбрано с таким расчётом, чтобы шпиль кирхи с шаром и фигурой петуха на вершине был виден из окон Большого Гатчинского дворца.
В Гатчине по поводу этой кирхи есть несколько легенд. Согласно одной из них, на месте, где сейчас стоит кирха Святого апостола Петра, когда-то находился охотничий домик Великого Князя, будущего императора Петра III. У жившего при этом домике лесника-финна была дочь, которая родила от Великого Князя сына, названного Павлом. А Екатерина II в это же время якобы родила от С.В.Салтыкова мертвого мальчика. Сына будущего императора и дочери лесника взяли во дворец, и он впоследствии стал императором Павлом I. На месте своего рождения он приказал построить кирху. Почти наверняка это красивая выдумка, соединившая в одну историю разнообразные слухи, ходившие в Петербурге о Петре III, Екатерине и Павле.
По другой легенде Петр III охотился под Гатчиной и заблудился, но услышал крик петуха и вышел из лесу. На этом месте построили кирху. Именно поэтому на шпиле кирхи была установлена фигура петуха. Эта легенда более правдоподобна, тем более, что будущий император Петр III до приезда в Россию принадлежал к лютеранской церкви. Но петух на шпиле на самом деле восходит к библейскому тексту о том, что Иисус предсказал предательство апостола Петра: «Петух не успеет пропеть, как ты трижды отречёшься от меня». Так и случилось, но услышав крик петуха, Пётр осознал свой грех и раскаялся.
Увы, ныне нет ни шпиля, ни петуха. В 1938 году кирху закрыли и использовали для хозяйственных нужд. Во время войны здание сильно пострадало. При послевоенном восстановлении утилитарно излишний шпиль заменили четырёхскатной крышей.
Сейчас кирха находится на закрытой территории завода Авангард. На этом предприятии, выпускающем, в том числе пиротехнику, в 2018 году произошёл взрыв рядом с кирхой. К несчастью взрыв унёс жизни нескольких человек, но здание кирхи не пострадало.
Был в дореволюционной Гатчине и католический костёл. Его построили в 1906 – 1911 годах, и освятили в честь Пресвятой Девы Марии Кармельской. В 1939 году костёл закрыли. В нём размещались то пекарня, то гараж, то мастерские, а здание медленно, но верно разрушалось. Руины костёла стоят внутри квартала между улицами Урицкого, Володарского и Радищева. Квартал застроен в основном стандартными блочными пятиэтажками. Величественные краснокирпичные развалины среди этих домов выглядят какой-то нереальной фантастикой.
В 1994 году руины костёла вернули верующим, и с 1997 года в отремонтированной алтарной части проводятся богослужения.
В конце статьи упомяну молитвенный дом свободных евангельских христиан, который размещается в парковой будке Приоратского парка рядом с улицей Чкалова и Варшавским вокзалом.
На той же аллее парка стоит камень в память о финских военнопленных, погибших в 1939 – 1944 годах. Я не смог выяснить, есть ли какая-то связь между молитвенным домом и памятником погибшим финнам.
Все статьи моего канала перечислены здесь.