Историк моды Григорий Катаев для канала "Верфи" на Яндекс.Дзене рассказал о происхождении рюкзаков, которые стали неотъемлемым предметом любого путешественника.
В дороге или путешествии рюкзак остается незаменимой вещью для каждого человека. Свободные руки – чтобы успевать больше, а множество карманов – чтобы прихватить с собой побольше. Рюкзак носят взрослые и дети, но мало кто знает, откуда он появился.
Люди придумали пользоваться рюкзаками много столетий назад. Римские легионеры шили мешок на завязках из кожи, который носили на шесте за спиной. Древние ацтеки использовали доску-переноску, на которую складывали ношу, перехватывали ее ремнем и пристегивали ко лбу. Своего рода древний вариант рюкзака на одной лямке.
Практичные тирольцы научились соединять сумку из кожи или сукна с рамой из деревянных прутьев, что делало рюкзак шире и прочнее. Такой рюкзак нашли во льдах вместе с человеком, который пролежал там более 5000 лет. На территории нашей страны плели вместительные коробки из бересты, при помощи веревок и лямок их крепились к туловищу человека.
Образ современного рюкзака начал складываться в XIX веке в среде военных. Армейские ранцы сначала шили из разных видов дорогой кожи. Потом им на смену пришел вещмешок из плотной парусины. После Гражданской войны в США полковник Генри Мерриам запатентовал ранец на каркасе из металлического листа. Это конструктивное решение должно было придать рюкзаку строгую форму и равномерно распределить нагрузку на спину и поясницу. Но в результате новый рюкзак оказался слишком тяжелым.
Норвежец Оле Берган увлекался охотой и туризмом, когда ему пришла идея укрепить рюкзак деревянной рамой. Позже он заменил деревянную конструкцию на стальное основание и запатентовал свое изобретение в 1908 году. Многие полярные и горные экспедиции, включая покорение Эвереста – самой высокой точки планеты, сопровождались норвежскими рюкзаками Bergans.
Через пару лет в США вышел другой вариант туристического рюкзака. Альпинист и охотник Ллойд Ф. Нельсон запатентовал рюкзак на деревянном каркасе, созданный на базе сумки индейцев Аляски. Он заменил тюленью шкуру на брезентовую ткань и усовершенствовал деревянную раму. Текстильная сумка прикреплялась к каркасу стальными кнопками, поэтому ее было легко снять при необходимости. Модель под название Trapper Nelson пользовалась огромной популярностью и стала первым рюкзаком массового производств.
Увлечение спортом и туризмом в XX веке способствовало росту интереса к рюкзакам. А развитие новых технологий позволило шаг за шагом улучшить дизайн этого снаряжения. В 1938 году американский альпинист Джеральд Каннингем предложил использовать застежку-молнию, благодаря чему рюкзак стал легче, а его содержимое доступнее. В 1952 году супруги Дик и Нена Келти начали производить рюкзаки из парашютных материалов, которые оставались на складе после Второй Мировой войны. Нена шила сумки из нейлоновой ткани, а Дик создавал каркас из авиационного алюминия. Они впервые добавили к рюкзаку поясной ремень для уменьшения нагрузки на спину и снабдили его мягкими плечевыми ремнями, которые не натирали при ношении.
Постепенно рюкзаки перестали быть исключительно экипировкой спортсменов или военных. Городской рюкзак стал отличной заменой формальному портфелю. Модные дизайнеры создают коллекции рюкзаков для мужчин и женщин в разных направлениях. Функциональность делает рюкзак практичным аксессуаром, а разнообразие моделей позволяет экспериментировать со стилем.
А как Вы используете рюкзак? Расскажите об этом в комментариях. Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки.