Найти тему
Кино и книги

"Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые": 3 незаслуженно забытых советских фильма о Великой Отечественной войне

Оглавление

Здравствуйте, читатели! Предлагаю на ваше обозрение очередной обзор хороших, к сожалению, редко показываемых, советских военных фильмов. Начав заголовок образной строчкой из фронтового стихотворения Давида Самойлова, перехожу сразу к пороху.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Порох" 1985 г.

Сентябрь 1941 года. Николай Павлович Никонов, уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля РСФСР, уже три месяца живет в деревенском пригороде у матери, хотя в городе простаивает отдельная квартира.

У него нелады с женой: еще до войны ушла к другому, забрала дочь-подростка. С матерью легче, чем в опустевшем семейном гнезде. Герой одевается, держится, работает по дому как все. Соседи (а тогда весь двор был - соседи) зовут его по имени, или "Палыч", хоть и большой начальник.

Поручения Никонов получает в Смольном, от Жданова. Разбирался с аварией на заводе: ответственный работник ушел искать родных - дом разбомбили. Авария произошла из-за неисправности вентиляции: да, - по-человечески, жалко, да - объективные причины, но сейчас - законы военного времени, значит - арест.

Новое задание - доставить порох из Кронштадта для артиллерии города. Порох, предназначенный для орудий морского флота, еще предстоит переделывать для сухопутной военной техники, но сейчас надо пригнать три баржи в Ленинград через акваторию, под бомбежками и обстрелом.

Николаю Павловичу дают команду: специалистов по пороху, профессора Гедеванова и бывшего соученика Никонова по институту - Клюева, майора Петракова из отдела снабжения артиллерийского полигона, военного специалиста лейтенанта Антипова и ординарца Гаджибекова. Катер отходит от набережной Шмидта. Их ждет погружение в настоящий ад.

В ленинградской части картины поражает панорама города. На улицах люди стоят группами, проходят солдаты, матросы, проезжают грузовики, одиночек мало. Дети бегают и играют, звучит музыка, многие поют, наверное, стараясь меньше думать.Отрывки немецких передач звучат в домашнем радиоприемнике на квартире Никонова.

Разговоры, от диких слухов, что мало бомбят, потому что Гитлер обещал подарить Питер своей дочери (какой дочери?), до совещания в Смольном о пищевых ресурсах, где перечисляются бараньи кишки, жмыхи и варка пищевой целлюлозы, пугают своей обыденностью, но еще страшнее военные эпизоды в Кронштадте.

Проход по акватории посреди сражения, под вой бомбардировщиков среди морского сражения, пылающий форт Александр. Кажется, здесь невозможно выжить. Страшная бомбежка при погрузке: молодые матросы вжимаются в грязь, кто-то корчится и кричит: "Не хочу, не хочу, не надо! Домой хочу!", кто-то поднимает руки в проклятии: "Что же вы делаете?!"

Юрий Беляев играет эмоционально скупого человека, себя и других отдающего для выполнения задачи. Эволюция его образа к смягчению характера после возвращения домой, показана сдержанно, но достоверно.
Образы остальных героев составляют убедительную картину того, что жизнь продолжается в самых нечеловеческих условиях: люди рассуждают о поэзии, отношении к немецкому народу, раскопках гробницы Тамерлана, а больше всего о личных заботах и конфликтах пока они живы. В основе сценария - реальный эпизод обороны Ленинграда.

Фильм сравнивают с картинами Германа, но, я лично, только "Проверку на дорогах" могу поставить в ряд с этой выдающейся работой режиссера Виктора Аристова.

"Дважды рожденный" 1983 г.

Белое море 1942 год. Звено немецких истребителей расстреливает, а затем бомбит советское санитарное судно, шедшее в Архангельск. Новобранцу-пулеметчику Андрею Булыгину удается на спасательном круге доплыть до льдины и выбраться.

Командир звена натаскивает своих молодых подчиненных серьезно, даже один солдат противника - мишень. Он показывает им класс: сбивает одинокого бойца пулеметной очередью. Младшие восхищаются, но немецкий ас, улетая, заметил, что солдат поднялся.

Немецкий летчик не говорит об этом подчиненным, но не пораженная цель не дает покоя его самолюбию. Вновь и вновь он возвращается, чтобы добить русского, одиноко бредущего по ледяной пустыне.

Что может сделать Андрей? Подобрать винтовку, отжать белье, состряпать подобие обуви из уцелевшей почтовой сумки, вместо потерянного валенка, и вступить в навязанную дуэль - три патрона у него есть. Еще ему нужно донести последние письма погибших - промокшие солдатские треугольники.

По-моему, фильм символичен: вот так все советские солдаты шли к Победе: все было против них, но они это сделали. Побеждает не самый сильный, обеспеченный, профессиональный - самый упорный. Не всегда, обстоятельства тоже имеют значение, но другого пути нет: смерть сдавшегося - страшнее и мучительнее.
Суровые пейзажи Белого моря и музыка Эдисона Денисова создают убедительную атмосферу картины. Кажется, что сам дрогнешь на ледяном ветру в холодной белой стране. За героя Вячеслава Баранова переживаешь как за живого.
Кадр из фильма "Дважды рожденный".  Один в мире льда и холода.
Кадр из фильма "Дважды рожденный". Один в мире льда и холода.
Он ничуть не супермен, самый простой парень, думающий о матери и своей девушке. Только характер и смекалка, да еще немного везения. Пронзительный и сильный фильм о мужестве, достойном подражания.

"Экипаж машины боевой" 1983 г.

Снова речь пойдет о дуэли. Помните такую картинку из истории Куликовской битвы: поединок Пересвета с Челубеем? Нечто подобное произошло перед знаменитым сражением под Прохоровкой в 1943 году.

Участвовали в нем, по фильму, танки, не простые, а именные. На немецком - нарисован оскал пантеры, а на нашем написано "Пенза мстит!".

Накануне большого наступления, пока проводилась перегруппировка войск, был дан приказ в бой с противником не ввязываться - беречь боеприпасы, но у противника начал работать какой-то ас. Появляется в разных местах под прикрытием двух других машин и сжигает наши танки.

В экипаж "Пензы" вернулся из госпиталя их командир Саша Меньшов и танкисты готовы отомстить за своих, только тактику нужно продумать. Как доложила разведка, в тыл направляется броневая группа противника. Командование решает подготовить засаду в месте прорыва.

Меньшов с заряжающим Чумаком маскируются с танком в доме по предложению старика-хозяина, потерявшего жену и сыновей. Это только первый этап поединка.

Фильм по постановке стандартный для советского кино и некоторые линии проработаны поверхностно, но поединок двух асов затмевает все.
Напряженные боевые эпизоды вызывают сопереживание ребятам с "Пензы". Переговоры по рации пытающихся поддеть друг друга поединщиков оживляют действие и финал, когда мы, наконец, видим побежденного, морально раздавленного противника впечатляет. Наши взяли не только смелостью, но и разумом, и талантом.
Саундтрек картины принадлежит популярной в восьмидесятые годы группе "Зодиак". Очень неплохо легла на тему фильма их электронная музыка.
Прототипом главного героя является сценарист Александр Иванович Милюков, закончивший войну младшим лейтенантом, Герой Советского Союза, кстати, родом из под Пензы. В 1994 г."Комсомольская правда" печатала статью об этом бое. Жизнь пишет сюжеты поразительнее любой выдумки.

Надеюсь, мой обзор был вам интересен и полезен. Фильмы хорошие, если не смотрели, советую не упускать возможности. Если вам понравилась подборка, предлагаю посмотреть предыдущую: "Война глазами фронтовика": 3 несправедливо малоизвестных советских фильма по рассказам Вячеслава Кондратьева.

-10