Найти тему

Танк КВ-1: тяжелый, медлительный, но непробиваемый

Всем привет!

Близится самый главный праздник нашей великой страны – День победы. В такую дату обязательно нужно не только почтить фронтовиков и тружеников тыла, но и вспомнить ту технику, которая как могла помогала доблестным и мужественным советским солдатам приближать Великую победу. Этим мы сегодня и займемся.

Наш сегодняшний герой – советский тяжелый танк КВ-1.

КВ-1С. Источник фото: kpopov.ru
КВ-1С. Источник фото: kpopov.ru

Этот танк начали проектировать в 1938 г. на Кировском заводе в Ленинграде, а также работы над КВ проводились на заводе №185 в том же городе. Интересно то, что создавался танк на основе тяжелой боевой машины СМК, имевшей две башни:

Опытный танк СМК. Источник фото: karopka.ru
Опытный танк СМК. Источник фото: karopka.ru

По сути, КВ – «укороченная» версия СМК, получившая гораздо более широкое распространение, чем ее прародитель, поскольку танки с двумя башнями оказались дорогими и ненадежными.

Первый «Клим Ворошилов» (именно так расшифровывается аббревиатура в названии танка) вышел в свет летом 1939 г. В первую очередь он выделялся толстой стальной броней, которую могла пробить только пушка калибра 88 мм.

Еще одной особенностью стал дизельный двигатель объемом почти 39 л и мощностью 500 л.с. Даже такой мощности для тяжелого танка было маловато: его максимальная скорость составляла каких-то 34 км/ч.

Военным дебютом для КВ стала Советско-финская война 1939-1940 гг. Танки хорошо показали себя при обороне, однако при наступлении недостатком стала пушка Л-11 калибра 76 мм: она оказалась непригодной для борьбы с финскими военными укреплениями.

КВ-1 во время Советско-финской войны. Источник фото: liveinternet.ru
КВ-1 во время Советско-финской войны. Источник фото: liveinternet.ru

Тогда в 1940 г. была выпущена модификация КВ-2, вооруженная гаубицей калибра уже 152 мм:

КВ-2. Источник фото: kpopov.ru
КВ-2. Источник фото: kpopov.ru

Тем не менее, стандартный танк, получивший обозначение КВ-1, был принят на вооружение советских войск, при этом от двухбашеных танков полностью отказались. К тому же производство КВ-1 расширилось: с 1941 г. их стали производить также на Челябинском тракторном заводе, а когда началась блокада Ленинграда, к производству подключился также московский ЗиС.

Особую роль КВ-1 сыграл, конечно же, в начале Великой Отечественной войны. Толстая броня стала настоящим шоком для немцев: ни одна их пушка не могла ее пробить.

Источник фото: nacekomie.ru
Источник фото: nacekomie.ru

Все же выяснилось, что конструкция танка сыра. Уже в начале войны КВ-1 часто ломались, не сделав ни одного выстрела, и солдаты их просто-напросто бросали или уничтожали, чтобы танки не достались врагу. Накопились претензии к двигателю, коробке передач и обзору. Главной же бедой стала излишняя толщина брони: масса танка достигала 47 т, из-за этого мало того что были недостаточные скоростные характеристики, еще не все дороги выдерживали вес огромной машины.

Брошенный КВ-1. Источник фото: waralbum.ru
Брошенный КВ-1. Источник фото: waralbum.ru

Тем не менее, есть много задокументированных описаний подвигов советских танкистов, воевавших на нескольких КВ-1 против более чем 20 танков противника.

Проблему со скоростными качествами нашего героя пытались решить в Челябинске: в 1942 г. появилась облегченная версия танка, носившая индекс КВ-1С:

Источник фото: fotostrana.ru
Источник фото: fotostrana.ru

Были доработаны двигатель и коробка передач, а также уменьшили толщину брони, за счет чего максимальная скорость увеличилась до 43 км/ч.

Стоит также вспомнить, что часть КВ-1 была выпущена в Ленинграде прямо во время блокады, и один из них был в необычном «белом» окрасе. Сегодня это один из экспонатов музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»:

Источник фото: photosight.ru
Источник фото: photosight.ru

Однако в том же 1942 г. модель морально устарела, и производство КВ-1 всех модификаций полностью свернули, всего выпустив 3236 таких танков. Однако уцелевшие танки продолжали использоваться в войсках: их после демонтажа башен использовали в качестве буксиров. В последний раз же КВ вышли на поле боя во время войны с Японией в 1945 г.

Сегодня удел этих машин – военно-исторические музеи. Вы уже видели музейный экземпляр из Ленинграда, но еще его можно встретить в г. Верхняя Пышма:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Несмотря на многие недочеты при проектировании, КВ-1 и все его модификации помогли советским войскам удержать наступления немцев в начале Великой Отечественной войны. И пусть этот танк не опередил по важности легендарный Т-34, он тоже считается героем войны. А сегодня музейные экземпляры не допустят забвения того великого подвига, который 76 лет назад совершил советский народ.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и почтите наших дедов и прадедов в этот праздник «со слезами на глазах»!