Найти в Дзене
Будни обывателя

ОДИН В ПОЛЕ…

РС-300 в замете на кошельковом неводе.
РС-300 в замете на кошельковом неводе.

Часть 1. Что такое иваси

На кухне по душам

Случилось это в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда я работал вторым штурманом на судне типа СРТМ-800 (средний рыболовный траулер морозильщик с мощностью главной силовой установки 800 лошадиных сил) в камчатском межколхозном объединении. Рыбачили мы в Южно-Курильской экспедиции на промысле сардины иваси.

Надо сказать, что в те далекие социалистические времена процесс добычи рыбы был несколько не такой, как сейчас. Существовали большие рыболовные морозильные траулеры БМРТ, БАТМ, РТМ), которые ловили рыбу исключительно тралом, поднимали на борт и морозили. Потом уже готовую мороженную продукцию с них выгружали на транспортные рефрижераторы, которые доставляли ее на берег.

Большой морозильный траулер.
Большой морозильный траулер.

Еще были средние рыболовные суда: рыболовные сейнеры (РС), рыболовные траулеры (СРТ, СРТР, СТ и СТР). Средние суда ловили рыбу и сдавали ее сырцом на плавбазу, а там ее уже морозили и изготавливали рыбную муку.

Сейчас на Дальнем востоке средних судов для вылова рыбы сырцом почти нет, весь улов обрабатывается на борту.

Ну так вот, если на промысле минтая можно было задействовать для лова большие и средние добывающие суда, то для вылова иваси большие траулеры не подходили. И невозможно было БМРТ и РТМ-ам поймать эту вкусную рыбу только потому, что они не могли ее догнать. Скорость БМРТ с тралом была где-то 4-5 узлов, и скорость перемещения косяка иваси тоже примерно такая же. Так что увы – РС-300 (рыболовный сейнер с двигателем 300 лошадиных сил, самый маленький из средних добывающих судов) мог поймать иваси, а РТМ – на мог. Так что ивасевая экспедиция состояла исключительно из средних промысловых судов. Происходило это еще и потому, что ловили сардину кошельковым неводом, который никаким образом нельзя было применить на большом траулере из-за конструктивных его особенностей. Кроме того в те времена иваси совершенно не могли морозить (она разлазилась при дефростации)

Сейнер-траулер рефрижератор (СТР-1320)
Сейнер-траулер рефрижератор (СТР-1320)

Если рыболовный трал – это большой мешок из дели (иной раз 30 метров в высоту и больше ста в длину, куда запросто поместится панельная пятиэтажка), то кошельковый невод – это большое сетевое полотно 1 800 х 120 метров (на судне типа СТР и СРТМ) и, естественно лов рыбы происходит совершенно по-разному.

Тралом ловят минтай, который перемещается довольно медленно, траулер находит запись косяка, заходит на ветер и ставит трал на ту глубину, на которой находится рыба. Если повезет, то он на эту запись попадает тралом и тащит его по ней, пока запись не кончится или не забьется трал.

На добыче иваси процесс ловли несколько сложнее. Судно рыщет полным ходом среди десятков таких же рыболовных судов и акустик прощупывает гидролокатором толщу воды от правого до левого траверза. Если он находит косяк, то сообщает капитану пеленг и глубину. Капитан несколько раз проверяет параметры косяка, пройдя его вдоль и поперек разными галсами и с разной скоростью, и если косяк нормальный, то выходит на курс и дистанцию постановки невода.

Самые оптимальные параметры постановки – это вывод судна на пеленг 30 градусов с правого борта и потом обгон косяка и постановка невода таким образом, чтобы рыба ударилась в сеть кошелька и пошла вдоль нее за выметывающим неводом. Потом судно замыкает кольцо невода, подбирает стяжной трос и закрывает невод. Все! Косяк в неводе, теперь штурман объявляет в эфире на приписанную плавбазу о количестве рыбы в кошельке (если она там есть).

А дальше судно невесть сколько времени болтается в дрейфе с сотней метров невода с рыбой за бортом в ожидании подхода плавбазы. Плавбаза, подойдя к судну с уловом, спускает свои промысловые боты, которые подходят к промысловику, и на них выливают рыбу (в бот обычно помещается 5 тонн).

Вот такой был интересный процесс ловли иваси.

Да, еще стоит добавить, что сардина иваси – рыба довольно загадочная и непредсказуемая. У нее период нахождения в дальневосточных водах в настоящее время 20 – 25 лет. Ее активно добывали где-то до начала девяностых годов прошлого века, а потом она исчезла, и ее не было буквально до настоящего времени (примерно то же самое было и в 20-м веке). Иваси приходит ниоткуда, а потом пропадает в никуда. Кроме того, никто, никогда, ни разу не видел ни одну ивасюшку с икрой. Так что ее промысловые подходы в наши воды можно определить, как божью благодать.

А сейчас иваси откуда то снова появилась, но ловить ее нечем: нет добывающих судов, принимающих судов, орудий лова и специалистов. Так что желающие весь процесс начинают с самого начала. Тридцать лет назад иваси давали рыбодобывающим компаниям значительную прибыль.

Это, конечно, была только присказка.

Иван ТРОФИМОВ

Окончание следует.